В каком отношении к известному нам христианству находится излагаемое вами учение? - спросил кто-то из присутствующих.
- Я не знаю, что вам известно о христианстве, - ответил Гурджиев, подчеркнув последнее слово, - и потребуется много разговоров в течение долгого времени, чтобы выяснить, что вы понимаете под этим словом. Но ради тех, кто уже знает, я скажу, что это, если угодно,
эзотерическое христианство.
ВПЧ гл.6
* * *
Существует точка зрения, что идеи учения в основном суфийского происхождения.
Существует также точка зрения, объединяющая эти две концепции - то есть указывающая на возможные христианские корни суфизма:
Исихазм и суфизмНе только учение Джалаладдина Руми, но и зикр, сама и другие обряды тарикатов можно рассматривать как связанные с арианским и православным прошлым территорий Турции и Кавказа, с развитием восточными отцами, видимо, унаследованной от кумранитов, ессеев, терапевтов исихастской традиции, своеобразно интерпретированной затем тарикатами Малой Азии и Кавказа. (Не случайно первый паламитский император Иоанн Кантакузин так любил пляски дервишей). Непосредственной аналогией молитвенной практики исихазма является зикр хафи. При этом основная метафора суфизма - опьянение и вино, "зикр апеллирует к бессознательному", основная установка исихазма, наоборот, - трезвение, .[31"зоркая собранность сознания"] Практика тарикатов затем, в свою очередь оказала влияние на русское имяславие[36].
ВикипедияТакже по теме:
Тайное учение в раннем христианстве* * *
С другой стороны, и суфизм мог "эзотерически" повлиять на христианство:
Молитва Иисусова известна множеству православных как молитвенное правило или как добавление к нему, как одна из форм поклонения, возможность мгновенной молитвенной сосредоточенности, доступная в любую минуту, при любых обстоятельствах.
Многие писали о физических аспектах молитвы, дыхательных упражнениях, внимании к биению сердца и целом ряде других, менее значительных черт. Добротолюбие полно подробных указаний о сердечной молитве, даже со ссылками на технические приемы, разработанные суфизмом. Древние и современные Отцы занимались этой темой и всегда приходили к одному выводу: никогда нельзя браться за физические упражнения без неукоснительного руководства со стороны духовного отца.
Школа молитвы. Антоний Сурожский