Провокативность Понятия "провокативность", "провокация" в социально-психологической и, тем более, в общепсихологической литературе встречаются редко. В то же время анализ соответствующих психологических феноменов, относящихся к сфере взаимодействия и взаимовлияния людей, широко представлен в смежных областях знания - культурологии, эстетике, социологии, а также в психотерапии, педагогике и других сферах деятельности, ориентированных на практическую работу с людьми.
<...>
Определение провокативности. Обращение к различным словарям и анализ словарных определений терминов "провокация" позволяет выделить две четко выраженные группы значений, характеризующих, с нашей точки зрения, два качественно различных аспекта психологического воздействия.
<...>
Во второй группе словарных определений объединены такие значения термина "провокация", как побуждение, приглашение, взывание, стимулирование, мотивирование и связано с игрой. Их характеризует отсутствие негативных компонентов при явно выраженном акценте на функции стимуляции развития, мотивации к изменению. Провокационность в этом случае рассматривается в качестве средства психологического воздействия, которое выполняет функцию катализатора позитивного развития партнера по взаимодействию.
Этот конструктивный развивающий потенциал провокативности, ее акмеологический аспект, является главным предметом осуществленного нами исследования, включающего теоретический анализ проблемы художественной провокации в широком культурологическом контексте, а также целенаправленное изучение специфических проявлений соответствующих феноменов на материале таких форм современного актуального искусства, как перформанс и инсталляция. Даже в своих наиболее радикальных проявлениях эти виды художественной практики, с нашей точки зрения, ярко воплощают в себе выделенную выше акмеологическую функцию и, за некоторыми исключениями, дают пример провокативного поведения, посредством которого осуществляются просоциальные, положительные изменения, стимулируется позитивные социально-психологические процессы. Необходимо отметить, что такая постановка проблемы, имплицитно присутствующая в культурологической и искусствоведческой литературе, совершенно не характерна для отечественных работ в области психологии и социологии художественного творчества, где именно провокативность современного актуального искусства чаще всего трактуется как его негативная и даже антисоциальная характеристика. Конечно, нельзя отрицать случаи проявления такого разрушительного потенциала искусства, но эта фундаментальная проблема, относящаяся далеко не только к современному искусству, оставлена за рамками нашего исследования.
Используемое в данной работе рабочее определение провокативности можно сформулировать следующим образом:
Провокация - это действие, предпринимаемое субъектом провокации (S), направленное на других людей (объект провокации - О) и имеющее целью вызвать определенную реакцию со стороны объекта провокации О путем нарушения его ожиданий, установок, а также неожиданной смены метода воздействия, сопровождающейся психологической фрустрацией О, при этом нередко и общепринятых норм поведения.
При этом, в соответствие с целями данного исследования, мы выделяем акмеологический аспект провокативности как социально-психологического явления и, в особенности, развивающий потенциал художественной провокации: субъект провокации (S), в данном случае, художник, открывает новые возможности перед людьми, нарушая устоявшиеся нормы, собственным примером стимулирует объект провокации (О) к преодолению сложившихся стереотипов, изменению отношения к чему-либо, выполняя при этом катализирующую функцию, способствуя обновлению и развитию его системы ценностей, норм, художественных вкусов и личностных ориентаций.
Говоря о провокации как о специфическом методе воздействия, важно отметить и его универсальность. Примеры использования провокативных стратегий, в том числе и выделенного нами акмеологического типа, мы находим в мифологии различных народов, в этнографических описаниях примитивных культур, в античности и средневековой практике учителей-буддистов, в работе современных психотерапевтов различных направлений и в деятельности педагогов-практиков. Это один из древнейших механизмов, выработанных культурой, для решения наиболее сложных проблем управления развитием человеческой личности и социума (9).
Провокативность в культурно-историческом контексте. Прежде, чем мы рассмотрим провокативность в качестве элемента художественной практики, обратимся к культурологическим работам, которые помогают понять культурно-исторические корни художественной провокации, ее органическую и неразрывную связь с культурным процессом и социогенезом.
Известный культуролог и специалист по семиотике Ю.М. Лотман писал о том, что жизнестойкость и возможность саморазвития культуры как сверхсложной системы связаны с тем, что внутри нее всегда присутствует "механизм для выработки неопределенности", создающий "резерв внутренней вариативности" (32, с.90-91). Провокативность выступает в качестве одного из таких механизмов выработки неопределенности в культуре. Если традиционная официальная культура (власть, другие социальные институты) обеспечивает стабилизацию, укрепление существующего положения вещей, то в противовес ей всегда должна существовать контркультура, представленная локальными субкультурами - сектами и другими эзотерическими объединениями, коммунами типа хиппи-сообществ, изолированными монастырями, группами "странных" артистов и художников, деятельность которых, размывающая границы существующих структур и противостоящая им, через кризисы и конфликты порождающая новое, обеспечивает тем самым гетерогенность культуры, без которой она нежизнеспособна в долговременном плане. При этом контркультура не оторвана, не отторгнута от "тела" культуры, она подобна зеркалу, особым образом отражающему конвенциональную культуру и общество с его ценностями и нормами. Ее фундаментальная социальная функция - расшатывать культурные и личностные стереотипы и таким образом способствовать изменению, обновлению, развитию как общества в целом, так и отдельных людей (25, 32).
Полностью здесь:
http://ver-n.com/test/8-2012-04-20-22-07-33/74-2012-04-20-23-24-53