"Это был неудачник, который в общем-то не сумел построить ничего окончательно" (до этого идут комплименты в адрес ГИГа).
"Неудачником" Гурджиева следует назвать не в том смысле, что он не смог что-то сделать, а в том смысле, что он не получил все те знания, которые мог бы получить. Из того, что написано о нем, складывается впечатление, что он черпал знания из какого-то источника информации, от которого его внезапно отлучили, как того факира, который подрабатывал лежанием на гвоздях. Возможно, Успенский понял это и понял, почему Гурджиева отлучили. И, может быть, поэтому, в определенный момент (поняв, что источник иссяк) Гурджиев решил заняться писательской работой. Кстати, в книгах Гурджиева заметна болезненная обида, которая появилась примерно в 1917, росла с годами и наиболее сильно проявилась в его последней книге "Жизнь реальна...". Такая обида не характерна для тех, кто осознает свою силу и богатство своих знаний. Все это, впрочем не уменьшает ценность тех знаний которые он смог передать (а не создать, имхо).
Кстати, в фильме Шишкин говорит, что Мессинг как гипнотизер слабее Гурджиева (типа, "в подметки не годится"). Н.м.в., как раз наоборот. О Гурджиеве как гипнотизере мы знаем лишь с его же слов. Способность Гурджиева предсказывать события также сомнительна, взять, хотя бы его предсказание о том, что человечество никогда не выйдет в космос, тогда как уже через 20 лет после его смерти человек был на Луне.