Не секрет, что многие так называемые сумасшедшие по-настоящему счастливы... Хотя и живут в каком-то своем мире...
Конечно, я не доктор и не берусь ставить никому диагноз, про болезнь это я так, ради красного словца.
Однако вот сообщение о том, что безумцы, живущие в своем собственном мире, по-настоящему счастливы, все еще находится для меня под грифом секретности.
Можно ли сказать о человеке, у которого отсутствуют реакции обычного человека, что он счастлив?
В чем может состоять его счастье?
-Ты, наверное, ответишь в том, что он может легко преодолевать жизненные трудности.
- А я возражу, не преодолевать, а избегать, ведь то, что является трудностью для нас, для него пустое место. К тому же из литературных примеров (Маджнун) можно сделать наблюдение, что такие люди не кажутся окружающим счастливыми, именно в силу своей зацикленности на одной идеи, у них пропадает гибкость, которую я бы вслед за даосами определил, как одно из важных качеств душевного здоровья.
(Не страшны порывы ветра
Молодому тростнику
Но как только чуть подсохнет
Он рассыплется в труху)
Так что мы опять возвращаемся к исходной точке нашей полемики. Что же такое счастье?
Твое определение, что счастье - это способность к преодолению трудностей имеет некоторые изъяны, как например, описанный случай с счастливыми сумасшедшими, или для большей драматизации можно привести пример с наркоманами, для которых не существует никаких проблем, кроме одной - где взят наркотики.
Предлагаю внести некоторые дополнения в это определение. Счастье - это способность человека находится в Единстве с миром. Из него как следствие вытекает и способность преодолевать трудности.
И здесь бы я сразу отметил два возможных направления движения к счастью. Первое, это
стремление реализовать все свои желания (одна из главных черт Единства мира и человека) путем работы "в материальном". Достижения счастья в этом направлении достаточно проблематично, т.к. наша психика всегда ищет проблемы, поскольку эта способность психики на ранних этапах развития человека способствовало его выживанию.
Второе, духовное. Когда человек на духовном пути, трансформирует часть своих желаний и тем самым, достигает Единства с миром за счет смирения части своих желаний.
Такой путь как мне кажется, характерен для позднего суфизма, в котором не практикуется внешний отказ от мира, а все усилия направлены на внутреннюю непривязанность к материальному. Конечно, и на этом пути тоже возможны перекосы, как в случае с аскетизмом, призывающим отказаться от всех своих материальных желаний. Счастья на этом пути достигали не многие, все время уходило на борьбу с бесами и искушениями.
Полностью согласен. Здесь нам может помочь идея иерархичной структуры духовности, о которой писал Вейтер. Высшая степень - это, возможно, меджнун.
Мне кажется высшая степень духовности это все-таки не божественный безумец - Меджнун, а божественная "трезвость".
Многие суфийские наставники ставили стоянку "трезвости", Божественного присутствия
бака выше, чем стоянку "опьяненности", растворение в Боге
фана.
Здесь я больше согласен с годидзе. Вряд ли возможно так сильно перекодировать внешнюю информацию. Вряд ли, скажем, смерть близкого человека может вызывать положительные эмоции.
Я тоже согласен с Годидзе, но пределов перекодировки внешней информации еще не кто не установил. Смерть, конечно, трагедия, но даже она не может устоять против великой силы искусства.
В искусстве смерть может перекодироваться из трагического события в героическое, и даже желанное. Например, в фильме <Армагеддон>, главный герой идет на смерть во имя спасения человечества. Вспоминая свои чувства по этому поводу, могу признаться, что эмоции были ближе к положительным (похожие на легкий катарсис).
Если вспомнить еще и христианство, главная тема которого преодоление смерти. В христианстве смерть оборачивается радостью воскрешения, поэтому возможности нашей психики в перекодировке информации, по-моему, безграничны.
Мне понравилась идея годидзе о телескопическом восприятии реальности, т.е. о восприятии как бы с двух уровней сразу - с обычного человеческого и в то же время с более высокого
Хорошо закончить постинг триом, и в унисон пропеть хвалу телескопическому восприятию, с которым я тоже соглашусь без оговорок.