Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Наука сакральная и профанная  (Прочитано 37922 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

BadTaste

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 11
  • Reputation Power: 0
  • BadTaste has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #16 : 28 РТУгбвР 2003, 21:01:41 »
Цитата: "Widar"

Цитата: "BadTaste"
... Генон утверждает, что за стадией отвердения (то есть за той стадией, когда все влияния "другого", "высшего" перекрыты) будет следовать стадия "растрескивания", когда откроются влияния низшего...


Если быть точнее, то, согласно Генону, "затвердевший мир" идет "к разложению", а не к "растрескиванию". При этом вполне очевидны различия этих двух процессов.


Вообще, я плохо понимаю смысл происходящего сейчас в этой теме.. но
"Царство количество и знамения времени";
 http://genonlib.narod.ru/Part21-25.htm

Глава 24 называется "к разложению"
Глава 25 называется "щели великой стены".
Все люди хорошие. Когда спят зубами к стенке.

lateralus

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 883
  • Reputation Power: 7
  • lateralus has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #15 : 28 РТУгбвР 2003, 20:21:39 »
.....нетрудно заметить несколько странную точку зрения администраторов/модераторов данного форума по некоторым вопросам, особенно в темах касающихся пересечения социальных, мистических, духовных и исторических вопросов....при том, что сами иногда ссылаются на тех же традиционалистов (Генона, Дугина, ect.)....другой вопрос, почему так происходит,  - возможно, у них есть на то веские причины, и они абсолютно для себя правы, пресекая нежелательные точки зрения и выводы из них, которые читающие могут для себя извлечь....

Widar

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 28
  • Reputation Power: 0
  • Widar has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #14 : 28 РТУгбвР 2003, 18:54:53 »
Цитата: "wayter"
Все большее усложнение цивилизации ведет к нарастанию индивидуальных и социальных проблем. Человечество стоит перед выбором: либо гармония, достигаемая через сознательно формируемое культурное бытие, либо неизбежный взрыв.


Здесь нужно добавить еще следующее: упомянутое <усложнение> не относится к этиологическим факторам патологии социума современной западной цивилизации, это вторичное следствие; человечество давно уже не стоит ни перед каким выбором, ныне <выбор> возможен только в индивидуальных ситуациях; <сознательно сформировать культурное бытие> современной цивилизации с низов нет ни какой возможности, для этого необходима властьдержащая духовная элита, представители живой традиции; т.о. остается лишь <неизбежный взрыв>, который разрушит нынешнюю ситуацию до основания, где уже и будет построена <гармония>.

Цитата: "wayter"
При этом я не считаю возникновение технической цивилизации и науки ошибкой заблудшего человечества. Слишком велик масштаб событий. Как мне представляется, существует определенный механизм, который заставляет события развиваться именно в этом направлении. И это не нарушение Замысла, а его воплощение.


Вы здесь отмечаете исключительно <Замысел>, а между тем, помимо циклических закономерностей, входящих в <Замысел>, имеет место быть и глобальная инспирация иных сил, без которой <Замысел> проходил бы менее болезненно.

Цитата: "wayter"
Наука меняет картину мира, приближая ее к реальности. Например, объясняет нам, что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот, как многие думали во времена расцвета традиции.


Боюсь, что времена расцвета традиции закончились за несколько тысячелетий до подразумеваемых Вами времен.  Факт гелиоцентризма несомненно был известен гораздо ранее, нежели это хотела бы видеть современная наука. Однако, не стоит преувеличивать роль этой детали в становлении бытия конкретного современного человека. Это всего лишь банальный факт, до которого есть дело лишь мизерному меньшенству.

Цитата: "wayter"
Наука помогает нам понять наше место в этом мире и узнать самих себя. Также следует заметить, что между "традиционной наукой" и "нетрадиционной" нет непроницаемого барьера. Открытия Аристотеля вошли в науку. Его заблуждения были наукой отвергнуты.


Не имею представления, на основании чего вы упорно причисляете Аристотеля к <ученым-традиционалистам>. Генон говорил лишь об иерархичности <традиционных наук> и подчиненности частных второстепенных дисциплин - абсолютным принципам и дисциплинам, что вполне заметно в соотношениях наук у Аристотеля.

Цитата: "wayter"
Что касается "потребления хлама", то здесь следует быть разоборчивым, иначе придется выбросить и такое достижение технологии как седло. А ведь против седел не выступал и сам Аристотель :).


Седла и тому подобные вещи производило ремесло, которое и было некогда законным видом деятельности в любой традиционной цивилизации. Ремесло и участие в нем человека некогда было священством, имело свои посвящения и степени. Если Вы хорошо изучите историю изобретения ремесел, то придете к не к чему-нибудь, а к надчеловеческому их происхождению. Промышленность, практически полностью вытеснившая ремесло в западной цивилизации,  в сравнении с ремеслом, - есть ни что иное, как <великое извращение> и <порочный цикл>.

Цитата: "wayter"
Если болен ребенок, то лекарство, созданное трудами ученых, уже не кажется таким уж хламом.


В ответ можно привести тысячи примеров именно хлама, и даже <продуктов>, откровенно деструктивных для всех уровней человеческого и планетарного бытия. Вам это нужно? Мне нет. Даже не говоря о десятках физических и психических болезней, порожденных промышленностью и не существовавших ранее, можно с уверенностью сказать, что фармакология была некогда вполне традиционным ремеслом, а не частью химической индустрии.  

Цитата: "wayter"
Ваша позиция, уважаемый Widar, значительно бы усилилась, если бы Вы могли привести какие-то примеры, помимо воспоминаний об Аристотеле.


У меня нет ни каких воспоминаний об Аристотеле, упоминаю о нем чуть выше впервые. Усиливать <свою позицию> не имею особого намерения. Ранее Вы говорили, что нужны комментарии на позицию Генона, с которой, я, в целом, согласен. Здесь я попытался привести оные комментарии, не претендуя на звание <специалиста-генониста>.

Цитата: "wayter"
Традиционализм жив, как я понимаю. Наверняка среди последователей есть талантливые ученые - было бы интересно посмотреть, как их научные изыскания отличаются от исследований их профанных коллег.


Если Вы представляете ветвь живой инициатической традиции, почему бы не привести собственные наблюдения? Если же Вы имеете в виду каждого и всякого, кто кричит о своем традиционализме, почему бы для начала не выяснить что подразумевается под оным термином, и что общего между ними.

Цитата: "wayter"
Я сам готов прийти Вам на помощь и привести такие примеры. А.Корбен был близок кругу традиционалистов. Он вызывает восхищение большинства ученых в его области. Еще один пример - С.Х.Наср, крупнейший современный традиционалист, признанный ученый, исследователь суфизма.


Спасибо за помощь, очень мило с Вашей стороны <знакомить> меня с этими авторами.

Цитата: "wayter"
А где примеры традиционалистской физики, химии или астрономии?


Почему Вы спрашиваете? Разве не понятно, что сакральные науки, эти ступени в святая святых давно утеряны современной антитрадиционной цивилизацией запада?

Цитата: "wayter"
Очень важный момент: то, что пишет Корбен или Наср, - безукоризненная наука. То есть традиционалистический подход в их случае не отрицает научный метод - лишь дополняет его и обогащает его. Вы же, как кажется, от науки в принципе отказываетесь: Цитата::


Странно, что Вы так удобно для себя пропускаете очевидное. Я не отрицаю науку как таковую, я отказываюсь использовать ложные подходы профанической инверсии оной в собственных исследованиях. Также я не замечаю какой-либо заметной положительной стороны оной, которая бы смогла хоть отчасти уравновесить все прочие свои негативные следствия.  

Цитата: "wayter"
Наша дискуссия началась с Вашего сообщения о Заратустре. Мне представляется, что написанное Вами ближе к мифологии, чем к науке.


Современная мифология, - почти пустой звук, накопление <фантазий древних варваров>, имеющих, в лучшем случае, какое-нибудь астрономическое значение. Между этим дошлепком религиоведения и тем, чем являются на самом деле мифы и символы, - пропасть.

Цитата: "wayter"
И я отнюдь не принижаю мифологию, но все-таки это не замена трезвому изучению фактов, гипотезам, доказательствам и всему тому, что делает науку наукой.


Никто и не ожидает:
[/quote]

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #13 : 28 РТУгбвР 2003, 04:58:04 »
Уважаемый Widar!

Я вовсе не считаю цивилизацию абсолютным благом. Более того, наука и техника для меня часть более общего процесса, который ведет к деградации психики и к возникновению массы таких проблем, с которыми не встречались люди предыдущих поколений.  

В частности, я писал:

Цитировать
Все большее усложнение цивилизации ведет к нарастанию индивидуальных и социальных проблем. Человечество стоит перед выбором: либо гармония, достигаемая через сознательно формируемое культурное бытие, либо неизбежный взрыв.

Если материальная культура будет и далее развиваться отдельно от духовной, человечество ожидают еще более серьезные проблемы, нежели те, с которыми оно сталкивается сегодня. Духовная культура, уже и теперь не справляющаяся с индивидуальными и социальными проблемами, станет еще бессильнее и неизбежно начнет отмирать. Материальная культура, лишившись остатков духовности, окончательно выйдет из-под контроля и будет принимать все более угрожающий для человечества характер.

 Усложнение цивилизации ведет к усилению дезадаптации. человека. Это приводит к увеличению числа психологических и социальных проблем, к появлению все более уродливых и разрушительных форм поведения.
http://www.sufism.ru/barzah/next04.htm


Как видите, я и сам не чужд мрачных пророчеств :-)

При этом я не считаю возникновение технической цивилизации и науки ошибкой заблудшего человечества. Слишком велик масштаб событий. Как мне представляется, существует определенный механизм, который заставляет события развиваться именно в этом направлении. И это не нарушение Замысла, а его воплощение.
 
* * *

Цитата: "Widar"
Несомненно, "сложная" профаническая наука, не имея ни какого выхода, кроме как в развитие промышленности, "меняет картину мира", а с ней и человека, делая его рабом этой машины, как в плане потребления всего того хлама, который она производит, так и в отношении его производства.


Наука меняет картину мира, приближая ее к реальности.
Например, объясняет нам, что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот, как многие думали во времена расцвета традиции.  Наука помогает нам понять наше место в этом мире и узнать самих себя. Также следует заметить, что между "традиционной наукой" и "нетрадиционной" нет непроницаемого барьера. Открытия Аристотеля вошли в науку. Его заблуждения были наукой отвергнуты.

Что касается "потребления хлама", то здесь следует быть разоборчивым, иначе придется выбросить и такое достижение технологии как седло. А ведь против седел не выступал и сам Аристотель :) .

Если болен ребенок, то лекарство, созданное трудами ученых, уже не кажется таким уж хламом.  

* * *

Ваша позиция, уважаемый Widar, значительно бы усилилась, если бы Вы могли привести какие-то примеры, помимо воспоминаний об Аристотеле. Традиционализм жив, как я понимаю. Наверняка среди последователей есть талантливые ученые - было бы интересно посмотреть, как их научные изыскания отличаются от исследований их профанных коллег.

Я сам готов прийти Вам на помощь и привести такие примеры. А.Корбен был близок кругу традиционалистов. Он вызывает восхищение большинства ученых в его области. Еще один пример - С.Х.Наср, крупнейший современный традиционалист, признанный ученый, исследователь суфизма.

Но ценность этих примеров ограничена, поскольку исследования А.Корбена и С.Х.Насра "рекурсивны", они направлены на темы и проблематику, характерные для традиционализма: это исследование духовной культуры и традиции, прежде всего, - суфизма. То есть это исследования традиции с традиционной точки зрения, и исследования очень ценные и интересные.
 
А где примеры традиционалистской физики, химии или астрономии?

Очень важный момент: то, что пишет Корбен или Наср, - безукоризненная наука. Они не противопоставляют себя в принципе другим ученым и науке как таковой. То есть традиционалистический подход в их случае не отрицает научный метод - лишь дополняет его и обогащает его. Вы же, как кажется, от науки отказываетесь окончательно и бесповоротно:

Цитировать
Widar писал(а):
Принципы современной науки, в том числе и истории, хорошо известны, а точнее, отсутствие каких-либо надстоящих принципов вообще. Что нам могут дать позитивизм и рационализм? Смехотворные рамки второго тысячелетия до н.э., с которого якобы началась <историческая> история? http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=7530#7530
 


Наша дискуссия началась с Вашего сообщения о Заратустре. Мне представляется, что написанное Вами ближе к мифологии, чем к науке. И я отнюдь не принижаю мифологию, но все-таки это не замена трезвому изучению фактов, гипотезам, доказательствам и всему тому, что делает науку наукой. См., в частности, произведения упомянутых исследователей - Корбена и Насра.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #12 : 27 РТУгбвР 2003, 21:24:22 »
Цитата: "negra"
Странно задавать науке подобные вопросы.

Странно, но Маяковский задал - "Если звёзды зажигаются, это кому-нибудь нужно?"

"Я знаю, город будет?
Я знаю, саду цвесть?"
На эти вопросы учёный разгадывал ответ по месту строительства.
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

Widar

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 28
  • Reputation Power: 0
  • Widar has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #11 : 27 РТУгбвР 2003, 15:37:23 »
Цитата: "wayter"
Простая" наука - эквивалент рассудка. Нельзя требовать от рассудка способности постигнуть мистические глубины. Но это не значит, что рассудок не нужен или ущербен. Есть еще и "сложная" наука - она способна перевернуть наши знания о мире и о себе. Меняя нашу картину мира, подобная наука меняет и самого человека.


Несомненно, "сложная" профаническая наука, не имея ни какого выхода, кроме как в развитие промышленности, "меняет картину мира", а с ней и человека, делая его рабом этой машины, как в плане потребления всего того хлама, который она производит, так и в отношении его производства.

Вообще, довольно странно видеть здесь положительные оценки всех этих  "замечательных" достижений профанической науки и "всеобщего образования". Создается впечатление, что здесь серьезно относятся к предположению, что данные вещи облагородили и привели практически к "освобождению" всю западную цивилизацию, или большой процент ее представителей. Если мне не изменяют глаза, видится совершенно иная картина.

Уместен ли в наш век перенос  "возможности эволюции" из области индивидуального, в сферу массового, т.е. профанического? Открытия и достижения современной науки  (научно-технический прогресс), сама она как таковое, грамотность, начитанность и образованность, - все это имеет какое-то отношение к некоей "эволюции масс"? А существует ли в природе эта "эволюция масс"? И если "да", то, что же там на самом деле эволюционирует? Неужели духовное? Или же все-таки психическое и материальное? И не является ли "эволюция" одних лишь физических и психических составляющих, - на самом деле инволюцией и вырождением, падением и уплотнением:


Цитата: "wayter"
Я думаю, что если наука - подлинная, если она открывает нечто действительно существующее, то она помогает реальности проявиться. Даже если это какой-то узкий аспект реальности. В этом смысле наука вполне традиционна: она помогает людям, как и духовная традиция, увидеть вещи, каковы они на самом деле - делая это в своей собственной области и своими методами.


"Подлинная" современная наука антитрадиционна и помогает проявиться лишь той реальности, которую мы и имеем "счастье" наблюдать вокруг. Какая-то связь этой реальности и ее проводника с той Реальностью, - сомнительна.

Цитата: "wayter"
Профанна не наука. Но среди людей, в том числе и ученых, попадаются профаны, сводящие знание только к позитивизму и рассудочности.


Естественно, профаническая наука есть результат профанических точек зрения, ставших, однако, похожими на очень контагиозную инфекцию, которой с большим энтузиазмом делятся все окружающие носители. Может быть, она и без летальных исходов,  но уж никак не без патологии.

Цитата: "wayter"
Во времена Генона, возможно, не было явных попыток интегрировать науку и традиционную духовность. Но сейчас они на каждом шагу - пример тому "Дао физики" и десятки других книг видных ученых.


Не имею ни малейшего представления, на основании чего можно причислить Фритьофа Капра и прочих "видных ученых" к традиции, а тем более к духовности.

Цитата: "BadTaste"
... Генон утверждает, что за стадией отвердения (то есть за той стадией, когда все влияния "другого", "высшего" перекрыты) будет следовать стадия "растрескивания", когда откроются влияния низшего...


Если быть точнее, то, согласно Генону, "затвердевший мир" идет "к разложению", а не к "растрескиванию". При этом вполне очевидны различия этих двух процессов.

negra

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 111
  • Reputation Power: 0
  • negra has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #10 : 27 РТУгбвР 2003, 01:30:31 »
Странно задавать науке подобные вопросы.
Африка сердца - колыбель человечества

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: RE: Искандеру
« Ответ #9 : 25 РТУгбвР 2003, 18:12:43 »
Доказать что дерево - это дерево (а не трава если Вы видели как растут бананы) - одна из обычных, думаю, задач у ботаников.
Но и у специалистов искусствоведов тоже нет формулы для определения гениальности произведения искусства.
Но тем не менее гениально то что подчиняется некому закону, формулу которого написать невозможно.
По-моему можно это признать.
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
RE: Искандеру
« Ответ #8 : 25 РТУгбвР 2003, 16:44:23 »
Искандер писал(а):
Цитировать
Можно ли современным научным подходом доказать почему "Осенняя песня" Чайковского - гениальна?


Не знаю, ибо не являюсь специалистом в области музыки или искусствоведения.

Могу предполижить, что музыкальное произведение признается слушателями гениальным на основе чувственного восприятия. С помощью научного подхода можно попытаться найти и сформулировать те законы, которые лежат в основе гениального произведения. Тогда некоторые аспекты произведения станут доступны интеллектуальному пониманию. Спектр восприятия расширится.
Например, гармонию, полифонию изучают не только композиторы, но и музыканты, любители музыки.

Не уверен, что задача науки доказать, что дерево - это дерево. Одна из задач науки - описать свойства деревьев, условия их существования и т.п.
C уважением,

С.

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Сакральная и профанная наука.
« Ответ #7 : 24 РТУгбвР 2003, 14:49:12 »
Цитата: "SERGEY"
Современный научный подход можно увидеть не только в стремлении отмежеваться от чего-либо, но и в том, чтобы не допускать профанных суждений (которые часто подсовывают обществу под видом сакральных знаний).

Можно ли современным научным подходом доказать почему "Осенняя песня" Чайковского - гениальна?
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

negra

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 111
  • Reputation Power: 0
  • negra has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #6 : 22 РТУгбвР 2003, 23:54:26 »
Интересный пассаж встретила у Бибихина (философа и популяризатора философии) в его лекциях, прочитанных в Университете под общим названием "Мир":

Но может быть, блестящая слепота науки, заботящейся о точности и правильности своих операций и не задумывающейся, по своему существу неспособной задуматься о том, что вне этих операций, о том, с чем она имеет дело до научной обработки, поскольку предметом науки может стать только то, что заранее уже подвергнуто научному "представлению":может быть это слепота науки к тому, что не научно, происходит не по оплошности деятелей науки, а оттого, что наука однажды разрешила себе навсегда забыть, что она не знает, что такое число, не знает, словно во сне, чем она оперирует и продолжает и может продолжать оперировать? Что бытие науке безразлично - по существу безразлично, потому, что она ничего в принципе не видит, кроме своих операций, и в этих операциях бытие остается аккуратно обойденным, хотя и необходимым:?

До этого автор обращает внимание на то, что утверждение - "Если Вселенная бесконечна, а человек - часть Вселенной, то значит и он бесконечен, так как часть бесконечности не может быть конечной" - так вот это утверждение обладает математической достоверностью, но имеют силу только для человека, всерьез принимающего метафизику.
Вот такой парадокс...
Африка сердца - колыбель человечества

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
Сакральная и профанная наука.
« Ответ #5 : 22 РТУгбвР 2003, 15:52:39 »
Цитировать
Генон:
Традиционный подход обязательно возводит все науки к принципам, частными приложениями которых они и являются...

Современный подход, напротив, стремится утвердить независимость наук от чего бы то ни было, отрицая все, что выходит за их пределы.


Со времени, когда Генон опубликовал это утверждение, видимо, многое изменилось. В настоящее время трудно найти область, которая бы находилась "за пределами наук".
Современный научный подход можно увидеть не только в стремлении отмежеваться от чего-либо, но и в том, чтобы не допускать профанных суждений (которые часто подсовывают обществу под видом сакральных знаний).
C уважением,

С.

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #4 : 21 РТУгбвР 2003, 21:30:57 »
Рамбам, "НАСТАВНИК КОЛЕБЛЮЩИХСЯ", ВВЕДЕНИЕ:
"Неужели ты не видишь, что Бог, да возвысится упоминание о нём, хочет, чтобы мы достигли совершенства и чтобы положение наших обществ улучшилось посредством Его практических законов? Это может произойти только после обретения разумных верований, первое из коих есть постижение Его, да будет Он возвеличен, в соответствии с нашей способностью. Это не может быть осуществлено иначе чем через Божественную науку [сакральную], которая может быть постигнута лишь после изучения естественных наук; так как эта наука [сакральная] граничит с естественными науками, и изучение их предшествует изучению этой науки во времени, как должно быть ясно каждому, кто размышляет об этих вещах. Поэтому Бог, да будет Он возвеличен, начал Свою книгу с рассказа о сотворении мира, которое, как мы объяснили, есть наука о природе."
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Наука сакральная и профанная
« Ответ #3 : 02 РТУгбвР 2003, 23:14:36 »
Из чата:

[wayter] В продолжение темы "сакральная и профанная наука".

Идея "невидимого мира" - одна из центральных в Традиции. Для скептиков всех эпох существование невидимого казалось весьма маловероятным - мир это то, что мы видим, слышим и осязаем. И только с развитием науки и техники существование невидимого мира стало чем-то само собой разумеющимся.

[лесник] wayter> как ни странно, существование невидимого мира атомов и молекул доказали, но скептицизм в отношении невидимого духовного мира у многих остался:-)

[tool] wayter> однако, большинство людей с современным образованием все же полагают, что элетроны, например - объекты видимого мира, представляют их в виде шариков :-)

[лесник] tool> это видимо особенность человеческого восприятия, надо найти какие-то аналогии, чтобы представить, объяснить.

[tool] лесник> имхо, они правда не понимают, они не видят, что это только аналогия.


* * *

[wayter] Насчет позитивизма: в контексте духовной культуры слово используется как ругательство и самое страшное обвинение.  Предполагается, что только глубоко невежественный и примитивный человек может ожидать позитивного (несомненного, доказуемого) знания о вопросах "тонкого" мира.

Между тем, как раз в Традиции есть концепция несомненного, не подвергаемого никаким изменениям знания. Другое дело, что источник такого знания - мистическое откровение, наитие свыше. В суфизме такое знание обозначается термином "илм ал-ладунни".

В Традиции также существует представление, что с ходом времени то, что было только внутри, постепенно выходит наружу, "что было тайным, становится явным".

Отсюда вполне можно сделать предположение, что если раньше "несомненное знание" могло существовать только внутри, как индивидуальный опыт и откровение, то со временем оно постепенно может становиться чем-то более доступным.

О чем и говорится в библейском эсхатологическом откровении:
"И уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня" (Иеремия, 31:33,34).

"...ибо земля будет наполнена ведением Господа, как волны наполняют море" (Исаия, 11:9)

* * *


[Nil] wayter> а построенные на логике богословские доказательства?

[wayter] Nil> Логика требует аксиом. но аксиомы теологов совсем не аксиоматичны с точки зрения остальных людей, особенно ученых.

[Nil] wayter> мне кажется, наука в силу своей материальной основы и исследовательского аппарата никогда не сможет изучать явления духовные

[wayter] Nil> понятно, что у науки, как она существует сегодня, есть свои ограничения. В то же время, если сравнить с эпохой зарождения науки, ее возможности сильно расширились - как и область применения.

Если бы наука не опиралась на что-то реальное, она не смогла бы открывать реальность. Судя по тому, что наука довольно хорошо описывает некоторые аспекты бытия, можно сказать, что в основе науки лежит что-то реальное.

Nil>  но ведь Бог непознаваем. Как же все будут знать его?

[wayter] Nil> не до конца познаваем.
Природа бытия противоречива - оно и познаваемо, и непознаваемо.

* * *

[килька] Nil> если душа нематериальна, то каким же образом она связана так плотно с материальным телом? где граница духовного и материального? непонятно тогда, а есть ли она вообще:-)

[tool] килька> есть, но у нее нет массы покоя :-))

[wayter] tool> если только это "душа успокоенная" (нафс-и мутма'инна суфийской психологии) - тогда есть масса. :-)

Но это недоступная массам душа :-) При этом чужой и недоступный покой не дает массам покоя. :))

Масса души успокоенной стремится к бесконечности (поскольку приближается к Абсолюту :)

* * *

[килька] Иеремия и Исайя, видимо, имели в виду хадис про спрятанное сокровище:-)  (Имеется в виду хадис "Я был спрятанным сокровищем и захотел быть узнанным. Поэтому Я сотворил мир".)

[wayter] килька> именно. Это одна из самых важных тем в традиции, как мне представляется. Необходимо соотнести эту тему с ходом истории. Поскольку "быть узнанным" хадиса означает "быть узнанным при помощи творения (людей)", то возникает вопрос - а как? И ход истории показывает как именно - "быть узнанным" в том числе и при помощи науки.

Сначала узнавание Бога - дело индвидуального мистического прорыва. Отразить и узнать Бога может только тонко реагирующая душа мистика, специальным образом сфокусированная на Реальности.

Но потом Бог являет себя не только внутри человека, но и вовне - в истории.

* * *

[Nil] wayter> мне представляется, что наука на практике существует как бы вне жизни рядового человека. И как таковая, вряд ли может затронуть внутреннее понимание масс. Обывателю наука дает лишь информацию, которая весьма мало, на мой взгляд, может его трансформировать или же подвигнуть к познанию Абсолюта.

[wayter] Nil> особо не может (хотя в чем-то все равно меняет - происходят "коперниковские перевороты" сознания), если только не выражается в технологических достижениях. Тогда задевает за живое.

[лесник] Nil> так у науки и нет такой задачи.
И у науки, и у религии, по сути, одна цель - познание истины, отличие в методах (и видимо поэтому познаются разные грани этой истины).

[Nil] лесник> но тогда мы не можем говорить о том, что, скажем, Иеремия и Исайя имели в виду научное познание

[Nil] лесник> с этим полностью согласен

[wayter] не стоит отделять полностью и абсолютно научное познание от других его видов. Можно говорить об особенностях науки, о ее собственных методах и сфере применения, но вряд ли наука - остров, никак не связанный с другими видами познания.

[Nil] wayter> т.е. мы должны говорить о том, что существуют как духовные, так и научные методы познания Бытия, они образуют единое целое, но имеют свои сферы применения. Можно ли так сформулировать?

wayter] Nil> думаю, что так. Иначе пришлось бы отказаться от концепции единобытия (вахдат аль-вуджуд) и сказать, что в бытии есть изолированные области.


* * *

[yes] на Пути познания человек вполне может использовать научные достижения, например, Интернет )


[мухомор] wayter> в мистическом знании тоже есть черты научного? В частности - выявления проверяемых опытным путем закономерностей?

[wayter] мухомор> я когда-то писал о сходстве мистика и ученого: http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=45&t=45


* * *

[килька] wayter> можно ли сказать, что развитие технологий как бы "подстёгивает" человека в определённом направлении и в то же время помогает донести информацию о возможностях познания (то же интернет)? тогда получается, что "обычная" наука все-таки служит и стимулом и инструментом.

[wayter] килька> насчет подстегивания: в эзотерических кругах гораздо более популярна идея, что "раньше все было лучше", что современный мир теряет духовность.

[килька] wayter> идея эта встречалась не раз, но не встречалось ни одного доказательства:-)  кажется, статистические данные опровергают эту идею... :-)

[Nil] килька> масса доказательств в книге "Золотой век" ;-)

wayter] Nil> в "Золотом веке" говорится, что "оба правы" - становится в чем-то хуже, в чем-то лучше.

[wayter] схематично "подстегивание" выглядит так: мир неудобен, к нему надо приспособиться. Приспосабливаясь, мы делаем мир сложнее, так что к нему труднее приспособиться. И наука с техникой играют огромную роль в этом круговороте.
 
[Nil] wayter> ...а психологически мы при этом отстаем всё сильнее и

[wayter] Nil> а это в свою очередь заставляет нас все более обращать внимание на источник проблем, который внутри, в нашем "я".

Nil] wayter> получается, наука, помогая нам адаптироваться к внешним условиям, одновременно создает нам внутренние проблемы?

[wayter] Nil> Не то чтобы именно наука создает проблемы. Развитие науки это часть общей тенденции усложнения мира, к которому нам трудно приспособиться.

Но когда приспособиться легко - нет стимула для развития. Сиди себе и кушай бананы под пальмой. :-)

Все очень хорошо продумано. :-) Спрятанному сокровищу нужны хорошо развитые инструменты для познания.


Актуальная тема: Ему нужны такие инструменты, которые могут периодически объединяться в один, работать совместно. Поскольку единое открывается единому.

Именно этим вопросом мы сейчас и занимаемся (проект Карта идей)
 :-)


* * * * * * * * *

Мы встречаемся в чате по субботам в 8 часов вечера по московскому времени.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

BadTaste

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 11
  • Reputation Power: 0
  • BadTaste has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Сакральная и профанная наука
« Ответ #2 : 31 ШоЫп 2003, 01:31:34 »
Цитата: "wayter"
Перенос обсуждения отсюда:
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=7590#7590

(Отрывки из беседы в чате о концепции Р.Генона. "Наука сакральная и наука профаническая" http://tradigr.freeyellow.com/crisis4.html )

Генон
Цитировать
Традиционный подход обязательно возводит все науки к принципам, частными приложениями которых они и являются. Но именно от подобного возведения категорически отказывается подход современный. Для Аристотеля физика по отношению к метафизике была вторичной, а значит, зависела от метафизики и являлась применением к сфере природы принципов, стоявших над природой и лишь отражавшихся в ее законах.


Генон приводит в пример Аристотеля с его "Физикой" как образец традиционной науки. Не очевидно, чем это лучше, глубже или традиционней, чем физика А.Эйнштейна или Н.Бора :-)

Забавно, но у меня всё-таки сложилось впечатление, что Генон слабо выделяет Аристотеля из остальных философов..

Цитата: "wayter"

Во времена Аристотеля знаний было относительно мало. Один человек мог знать практически все известное человечеству (такой человек, как Аристотель, во всяком случае). Естественно, что его знания производили впечатления целостности.

Рискую сбиться на повторение чужих фантазий. Генон пишет, что после 14-го века всё постепенно стало приходить в упадок и до нас ничего не дошло. А то, что дошло, понять люди уже не в состоянии.

Один известный человек рассказывает про готические соборы, которые сейчас люди строить не умеют (не знаю, конечно, правда ли это)

Поэтому, я не рискну ни спорить, ни соглашаться с Вашим предположением о том, что люди в то время знали меньше..

Цитата: "wayter"
Мы живем в эпоху неизбежной специализации - не может каждый инженер-химик объяснить связь своего технологического процесса с духовной сферой.

Да. В этом и беда, по мнению Генона, современного мира. Всё сейчас, как пишет Генон, существует в неразумных количествах и качество в этом разглядеть простой человек не может. Генон называет происходящее фарсом и издёвкой..

Генон:
Цитировать
Традиционный подход обязательно возводит все науки к принципам, частными приложениями которых они и являются.


Цитата: "wayter"
Задача науки, как мне представляется, совсем не в том, чтобы создавать нам духовные горизонты. Так считать - преувеличивать возможности науки и ее роль. Задача науки в том, чтобы добывать достоверные факты и устанавливать несомненные закономерности. А уже сам человек может делать с этим знанием то, что он считает нужным.

Хм.. по мнению Генона, нынешняя наука заполонила пространство и не оставила места ничему другому.

Цитата: "wayter"

Я думаю, что если наука - подлинная, если она открывает нечто действительно существующее, то она помогает реальности проявиться. Даже если это какой-то узкий аспект реальности.
В этом смысле наука вполне традиционна: она помогает людям, как и духовная традиция, увидеть вещи, каковы они на самом деле - делая это в своей собственной области и своими методами

Генон пишет: "вообще не следует задаваться вопросами, надо ли двигаться сверху вниз или снизу вверх, должна ли наука основываться на знании принципов или на знании чувственного мира, так как подобные противопоставления вообще не имеют смысла. Данная дилемма могла возникнуть лишь в контексте "профанической философии", где она впервые в ярко выраженном виде проявилась у древних греков. Однако такой дилеммы не существует в "сакральной науке", основывающейся исключительно на универсальных принципах."

Цитата: "wayter"

Когда же наука начинает претендовать на то, что она может подменить духовные ценности или ответить на все философские и религиозные вопросы - тогда она превращается в идол и псевдонауку. Всему свое место.

Дело в том, что Генон пишет те же самые слова..

Цитата: "wayter"

Профанна не наука. Но среди людей, в том числе и ученых, попадаются профаны, сводящие знание только к позитивизму и рассудочности.

Генон (ниже, в главе четыре) пишет "На самом деле, всецело "профанической сферы", которую можно было бы с полным основанием противопоставить "сфере сакрального", вообще не существует. Существуют лишь "профаническая позиция", "профаническая точка зрения", "профанический подход", которые тождественны чистому невежеству и отсутствию каких бы то ни было истинных знаний(9). "

Цитата: "wayter"

Во времена Генона, возможно, не было явных попыток интегрировать науку и традиционную духовность. Но сейчас они на каждом шагу - пример тому "Дао физики" и десятки других книг видных ученых.

А вот здесь я вижу у Генона скептицизм. Генон утверждает, что за стадией отвердения (то есть за той стадией, когда все влияния "другого", "высшего" перекрыты) будет следовать стадия "растрескивания", когда откроются влияния низшего. Но это лишь моё мнение о мнении Генона :)

Чтобы как-то "оправдать" Генона, вот одна на мой взгляд интересная цитата, правда вольная, так как времени на поиск страницы нет: "то, что болезнь является необходимой, ещё не делает её здоровьем"...
 
Цитата: "wayter"
Сама картина нашего мира, открытая благодаря науке, гораздо более "традиционна", чем физика Аристотеля или Ньютона.

Не могу сказать хорошо это, или плохо.. но меня это тоже устраивает..
Все люди хорошие. Когда спят зубами к стенке.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100