Экхарта можно понимать и не достигнув "созерцания в чистоте", - ибо он и говорил как раз для таких, НЕ достигнувших. С тем, чтобы помочь им в продвижении.
Можно даже ради этого пропустить мимо ушей его странное представление о "природе, творящей жаркую древесину прежде сущности огня".
Оно совсем не странное, - если быть в курсе. Оно очень даже чёткое, ну и вовсе не лично Экхарта. Все имена тут даже не перечислить, назову пока одного Аристотеля. И Шанкарачарью добавлю.
(смысл такой: сначала дерева вообще нет, а есть росток. Потом гибко-молодой прутик (который, если даже и высохнет, жарко разгореться не сможет), потом зрелая древесина. Которая должна ещё высохнуть. Но которая всё равно сначала будет дымить и нагреваться, и только потом появится сам огонь как таковой - ну и его сущность).
Твоё "тёмное" место изложено крайне бессвязно. В инете нашёл? Скажи лучше, что за работа, может, я найду то же самое, но более внятно.
(по старо-немецки я, к огромному сожалению, не читаю, и это конечно мешает; но тем не менее отличать хороший перевод от бессвязной невнятицы умею).
Здесь Экхарт говорит о том, что способность осознания важней способности восприятия.
... Человек должен готовить инструмент. Сегодня этот инструмент (сознание) находится в одних условиях, 800 лет назад - находился в других. Изучать инструмент совсем не равно "молиться на него как на идола"...
Ты не заметил? Экхарт "сравнивает" ДВА раза, и получает ДВА результата.
Осознание важнее (и "благороднее"!) восприятия при движении СНИЗУ ВВЕРХ, - от НЕ достигнувших к достижению.
Но НАВЕРХУ осознание должно погаснуть, с тем, чтобы осталось только зрение (это вообще-то не восприятие, если строго-то).
То есть инструмент - по мере продвижения - должен угасать. Сначала - использоваться (и на этом использовании делается ОГРОМНЫЙ акцент, и Гурджиевым тоже). Но на определённом этапе (далёком, конечно) должен угаснуть.
Так что вряд ли его даже надо изучать (в современном понимании слова "изучать"). Его надо ИСПОЛЬЗОВАТЬ, - и учиться этому использованию именно что в процессе использования, то есть дела. Положить же его перед глазами и начать фиксировать на нём внимание - это и есть делать из него идола. Внимание должно концентрироваться на Боге (или какая там у тебя большая буква?), только на нём - в максимально возможной степени.
Изучать же инструмент, расчленяя его на всё более мелкие части, - означает его портить. Потому что расчленяешь его - с его же помощью, то есть используешь его совсем не для того, для чего он тебе дан.