Дабы не утомлять народ заумной краткостью определений, приводящих к философским спорам.
П.Д. Успенский, "В поисках чудесного":«После этого Гурджиев продолжал объяснять различные
функции человека и
центры, их контролирующие...»
«Вся деятельность человеческой машины подразделяется на четыре определённых группы явлений, каждая из которых находится под контролем особого ума, или "центра". Наблюдая за собой, человек должен дифференцировать четыре основных функции своей машины: мыслительную, эмоциональную, двигательную и инстинктивную. Любое явление, которое человек наблюдает внутри себя, относится к одной из этих функций.»
«Затем он говорил, что каждый центр делится на три
части, три этажа, каждая из которых в свою очередь делится, ещё на три части.»
«…каждый центр имеет собственный аккумулятор».
«…каждый центр – это не только движущая сила, но и "воспринимающий аппарат", работающий в качестве приёмника различных влияний, иногда очень отдалённых».
«Каждый центр имеет свою память, свои ассоциации, своё мышление».
«Каждый центр имеет свои собственные эманации, и временами от них нет спасения».
«У большинства людей каждый центр живёт своей собственной жизнью».
«Каждый центр имеет свою собственную форму воображения и мечтаний…»
«Все три центра наполнены привычками, и человек не сможет узнать себя, пока не изучит все свои привычки.»
«...знание может быть функцией одного центра; а вот понимание представляет собой функцию трёх центров».
«У человека неуравновешенного типа почти всегда происходит замена одного центра другим, и это как раз и означает "неуравновешенность", или "невроз". Каждый центр как бы старается передать свою работу другому, а вместо неё выполнять работу другого центра, к которой он не приспособлен.»
Г.И. Гурджиев, «Беседы с учениками»: «В то же время человек реально мыслит. Каждый центр мыслит».
«Я не знаю, по какой причине те, кто присутствует на моих лекциях, называет этот аппарат центром. Для того, чтобы понять, что будет происходить в дальнейшем, необходимо хорошо уточнить, что это не центр. ...В центрах ассоциации влияния и даже существования являются
психическими, в то время как все свойства, все качества и существование формирующего аппарата являются
органическими».
П.Д. Успенский, "В поисках чудесного": «В добавление к тем центрам, о которых мы уже говорили, у человека есть ещё два – "высший эмоциональный" и "высший мыслительный". Эти центры находятся внутри нас; они вполне развиты и всё время работают; однако их работа не достигает нашего обычного сознания. Причина этого в особых свойствах нашего так называемого "ясного сознания.»
P.S. Про оккультную литературу удачнее было бы спросить на форумах оккультных наук, которые пытаются использовать эзотерические знания в своих целях.