1. Что значит "быть"?
Ввиду огромной и неоправданной склонности людей нашей (западной) культуры к рефлексии и абстрактным построениям, многие люди начинают путать местами телегу и лошадь. Им, в частности, начинает казаться, что первичным является исчерпывающая, красивая и строгая теория. Которую нужно принять за образец (идеал) - а потом "построить жизнь".
* * *
Я же сконен думать, что первичным феноменом (процессом) является собственно жизнь, бытийствование уникального индивида. А все - даже самые заумные и глубокие объяснения - это вторично.
* * *
Я уже приводил этот пример, напомню. С 1991 года часть людей более или менее успешно воровала и торговала. А другая часть - возмущалась и блюла нравственные принципы. Сейчас, в 2002 году значительная часть первой группы пользуется всеми благами, которые можно получить за деньги и по блату. А вторая группа - лапу сосет.
* * *
Я в данном случае абстрагируюсь от моральных и иных оценок. Я хочу подчеркнуть тот факт, что оценки выставляются ПО ФАКТУ, апостериори. Как будет выглядеть наше время в исторической перспективе - черт его знает от кого больше зависит. От пройдох и спекулянтов - или от т.н. "интеллигенции". Зачастую облик времени определяют те, кто больше и предметнее ДЕЛАЕТ. А не болтает или отсиживается в кустах.
* * *
Есть и другой аспект, который прелестно выражен в анекдоте об А.Македонском. Он завоевал какой-то город и установил контрибуцию. Когда стали оную забирать, в т.ч. что-то взвешивать на тогдашних весах, побежденные стали указывать, что мол весы кривые и весовщих жулик. Тогда Македонский бросил на весы свой меч и сказал буквально следующее: "Горе побежденным!"
2. Что значит "собой". Одним из комплексов (без негативной нагрузки, а как неким образованием)?
Да, прежде всего "образованием". Разговор о "комплексе автономных комплексов" и вообще о психике - это разговор вторичный. Первичным является живое существо вида Homo Sapiens. Это отдельная сущность со своими атрибутами. И - соответственно - со своими законами. Со своими потенциями, способностями, инстинктами.
* * *
Это существо устроено так, что управляется не жетскими инстинктами (как бабочка или амеба) - но обусловливается самыми разными факторами.
* * *
Но результирующая всех этих факторов - не есть тупая сумма. Не факторы лепят человека, как из пластилина - но человек вырастает в уникальную сущность в данной конкретной среде, характеризующейся набором определенных факторов. Это
активный агент, субъект.
* * *
Если говорить о психике, то она тем более не является "суммой влияний", не является тупым отражением чего-то внешнего.
* * *
Я вот все время писал об отражении - и никто не возражал. Почему-то никто не захотел спросить, а КТО отражает? Просто идеальное стеклянное зеркало?..
* * *
Вот тот, КТО отражает - и должен быть СОБОЙ. У него есть собственная сущность, ею и надо быть. Причем быть именно в указанном смысле - не просто отражать, но бытийствовать. Отражение - лишь одна ипостась этого процесса бытия...
3. Что значит: нечто (в данном случае качество адаптации) будучи критерием НОРМЫ не предусматривает ОБРАЗЦА?
Я уже упомянул об адаптации, уточню. Процесс адаптации не предусматривает образца (хотя и может). Возмьмем тот же процесс 90-х годов. Нужно было адаптироваться к изменяющимся условиям, причем каждый должен был сам найти способ и решать, как и до каких пределов он может и хочет это делать.
* * *
Можно ли поставить на одну доску олигарха, допустим, с В.Пелевиным. Это я для примера говорю. Олигарж преуспел в адаптации - т.к. критериями является успешность и плодотворность функционирования, субъективная и объективная оценка качества жизни и пр. (Кстати, вопрос о критериях - отдельный и сложный). Но даже по этим же критериям Пелевина (или Сорокина или любого другого творческого реализовавшегося человека) тоже можно назвать успешным с точки зрения адаптации.
* * *
Но совершенно очевидно, на мой взгляд, что они преуспели именно в ПРОЦЕССЕ. Но цели у них были разные (хотя и нельзя сказать, что диаметрально противоложными).
* * *
Тут есть и более глубокий план. Человек не должен, на мой взгляд, априори заморачиваться некими "схемами" или "идеалами". Это отличный способ установить себе входные фильтры.
* * *
Но лично меня интересует объективная реальность, а не мои "фильтры", пусть даже очень хорошие.
* * *
Это означает, что вы должны воспринимать объективную реальность не "дефицитарным" способом (А.Маслоу), не оценочно, не со "шкурной" точки зрения - но созерцать. Вы должны воспринимать некритично, любя, принимающе, смиренно и пр.
* * *
Достичь такого состояния, имея перед носом морковку в виде идеала-образца, на мой взгляд, нереально.
* * *
Поэтому я предпочитаю говорить о прихотливом перетекании в желаемом направлении. Траектория Пути может быть как след змеи на песке:))) Поскольку все самообман - то зачем маршировать по прямой в соответствии с идеалом? В этом нет никакого смысла...
* * *
В общем, это большой вопрос, коротко не выскажешь.
4. Что значит Учитель не очень-то способен помочь, хотя, безусловно, может?
Так ведь мудрый Юнг все сказал. Взаимодействуют ДВА разных психических мира. Мир (личное пространство) учителя, безусловно, больше мира ученика, более развитое и "обустроенное". Но это НЕ ПЕРЕКРЫВАЮЩИЕСЯ пространства (сферы, к примеру). В пространстве учителя не может быть всего, что есть в сфере ученика.
* * *
Соответственно, не обладая таким опытом, учитель ничем не сможет помочь. Да в этом и нет нужды - по многим причинам.
* * *
Я бы например, никогда не взялся учить человека, который полностью "влезает" в мое личное пространство - это банально и скушно...