Вы затронули много разных проблем, в т.ч. очень сложных. Но сразу хочу подчеркнуть, что в принципе ваш подход мне близок, "духом" вашей реплики я согласен.
Теперь подробнее:
Насколько я понимаю, речь идет о том, чтобы отдавать себе отчет в том, что воспринимаемое нами неизбежно искажено различными фильтрами.
Не только об этом, я же написал. Есть еще вторая стадия, когда вы учитываете эту систематическую погрешность. Как это сделать, я пытаюсь сказать ниже. Сейчас только хочу подчеркнуть, что видеть и учитывать - РАЗНЫЕ этапы и разные занятия.
Действительно, мудрость - это понимание собственного несовершенства. Или "духовная нищета" в суфизме (если я правильно понимаю этот термин). Без такого осознания не может возникнуть мотивация к познанию Реальности. Это первый шаг.
Вопрос о мудрости - большой и отдельный. Но я бы сказал, что "понимание собственного несовершенства" (я в книге называю это "осознанием собственной уязвимости") - это то, что чаще всего называют не мудростью, а СМИРЕНИЕМ.
* * *
Но смирение - еще далеко не мудрость. Это одна из стоянок на Пути к мудрости, так бы я выразился. Или - более научным языком - одно из необходимых (но недостаточных) условий. Более или менее полный перечень таких условий я пытался раскрыть в книге (и в тех отрывках, которые публикую.) Удобнее всего всю картину целиком увидеть в оглавлении (которое я тоже уже поместил).
Но сразу возникает несколько проблем. Вы говорите: "сначала надо их (погрешности восприятия) увидеть". Мысль хорошая, но мне непонятно, как именно это сделать. Увидеть их гипотетически, безусловно, можно.
Ответ дан уже давно. Если я не путаю, в Библии есть фраза "Глядись как в зеркало в другого человека." Может и не в библии, но идея прозрачна и известна с незапамятных времен. Я обычно об этом говорю в терминах "обратной связи". Важна способность находить, получать, осознавать и анализировать обратную связь. Обычный итеративный процесс (движения по спирали).
Можете ли Вы, скажем, читая этот текст, точно указать на то, какие погрешности при этом делаете, какие смысловые составляющие упускаете, какой дополнительный смысл привносите? Можете ли Вы осуществлять такое учитывание каждое мгновение? Боюсь, что нет. Тем более, что таких погрешностей великое множество.
Есть такой распространенный огрех, которых обычно выражают пословицей "за деревьями не видеть леса". Есть и комлпементарный ему огрех, который можно называть по-разному, но вот сейчас мне на ум пришло выражение "витать в эмпиреях".
* * *
И то и другое - одинаково плохо. Важна мера и гармония.
* * *
Если более предметно - то нет смысла в буквоедстве и попытках увидеть все "до тонкостев". Ответа все равно нет. Скорее (как вы знаете, безусловно) педантизм и компульсивность свидетельствуют о дефектах личности, а не особо пытливом желании увидеть Истину.
* * *
Ессно, тут нет ничего личного. Я пытаюсь выразить очень важную вещь. Перекос в сторону аналитики весьма опасен (т.к. очень распространен в нашей культуре). Исключительно важен навык СИНТЕЗА. А синтез - по моему опыту - невозможен в процессе бесконечной "ловли блох". Желательно видеть главно. Как говорится, то звено, ухватившись за которое, можно вытянуть всю цепь...
* * *
Есть еще мой любимый пример со спортивным ориентированием ("охотой на лис"). Если вы знаете, идея в том, чтобы как можно быстрее пройти маршрут по пересеченной местности, ОБЯЗАТЕЛЬНО отметившись в контрольных точках.
* * *
Вот познание истины можно проиллюстрировать на этом примере. КАК вы идете по маршруту - никого не волнует, понимаете? Вы можете делать ошибки, блуждать в лесу, плавать в пруду, спать, сидеть. Вносить любые искажения через любые фильтры. Это все ваше субъективное дело.
* * *
Критерии предельно просты - если вы проходите обязательные контрольные точки - то вы на правильном пути. Если нет - то вы заблудились.
* * *
Движение по Пути не осуществляется путем ежесекундного контроля всего и вся. Есть достаточно подробно известная и изученная последовательность инсайтов (осознаний, ступеней, стоянок), которые каждый человек должен пройти на пути к Истине. Если хотя бы одна стоянка пропускается - вы уходите в тупик (как я это обозначаю).
* * *
Но что вы делаете в промежутках между инсайтами, как и в какой форме у вас протекает процесс накопления количественных изменений (которые ведут к изменению качества), как протекает борьба противоположностей - это ваш уникальный способ существования и есть.
* * *
Я так часто иллюстрировал эту мысль, что накопилось уже много примеров. Еще один, очень хороший - из жизни профессионалов. Помните, в фильме 17 мгновений папаша Мюллер сказал: "Невозможно понять логику непрофессионала!".
* * *
И наоборот - профессионалы всегда приходят к правильному решению. И если в данном пространстве такое решение одно - то всегда приходят к одному и тому же. При этом индивидуальный путь каждого необходимо будет отличаться...
И, более того, мы видим даже не мир, а лишь образ мира. А образ мира есть отражение нашей индивидуальной картины мира, являющейся частью "личной философии" (если я правильно понимаю этот ваш термин).
В принципе верно, но вы остановились на середине. У человека (как разумного существа) есть еще возможность учесть влияние "личной философии". Вам ничего не мешает (бесконечно) приближаться к реальности, улучшая качество вашего отражения...
Иными словами, гипотетическое знание о погрешностях восприятия вряд поможет это восприятие улучшить. Так мне кажется.
Я согласен. Но "гипотетическое" в принципе бесполезно для индивидуации. Нужно, еще раз повторю, вносить необходимые коррективы на погрешности своей системы восприятия и несовершенство текущей версии личной философии (как системы ориентации).
Поэтому я до сих пор не могу понять, что Вы имеете в виду под "чистым созерцанием". Оно не может быть "чистым" по определению. Во-первых, из-за несовершенства органов чувств, во-вторых, из-за огромной роли предшествующего опыта и, в-третьих, из-за особенностей организации наших восприятий, о чем много сказала гештальтпсихология (фигура и фон, заполнение пробелов, группировка элементов и др.). В итоге получается, что мы неизбежно, в силу особенностей собственной психики (а от этого, Вы правы, никуда не уйдешь), подгоняем мир под собственные мерки, определяемые нашими органами чувств. Любой воспринимаемый нами образ относительный. Можно привести ставшие уже классическими примеры о том, что, скажем, для дождевого червя или летучей мыши мир представляется совершенно другим. Есть живые существа, для которых мир представлен в основном запахами (многие из которых нам неизвестны) или звуками (которые нам тоже неизвестны). А как быть с открытиями квантовой механики? Ведь ученые говорят, что даже сам факт наблюдения за частицей изменяет ее поведение... Ставится вопрос, наблюдаем ли мы материю или только наш собственный человеческий опыт...
Где взять "чистое" созерцание?
Я не говорил о "чистом" созерцании. Больше того, я оговорился, что не претендую на сам термин в строгом смысле слова. Я сказал, что это некритичное, принимающее, любящее восприятие бытия.
* * *
Но в принципе тут есть большая и интересная проблема в двух разных "планах". Один "план" вы обрисовываете очень верно, я с вами согласен. Индвидуальное восприятие всегда, по определению
уникально.
* * *
Но я уже мельком упомянул, что существует диалектика типического и идеографического. Это отдельная тема.
* * *
Но есть еще другой "план" любящего восприятия, о нем подробно писал и Маслоу, и Фромм.
* * *
Такое восприятие возникает тогда, когда у человека удовлетворены его потребности. Когда ликвидирован "дефицит".
* * *
Я как-то удачно сформулировал, что "все хорошее в человеке - от избытка". Чем больше я думаю над этой формулировкой, тем глубже и точнее она мне кажется.
* * *
Вы же должны прекрасно понимать способ восприятия невротика. У него же явный дефицит самоуважения, веры и много чего еще (причем конкретно у каждого разный "набор" проблем).
* * *
Но что будет, если дефицит убрать? устранить неврозы? Как вы, к примеру, будете воспринимать других людей, если вы уверены в себе, здоровы, сидите в любимом и знакомом месте? И как вы будете воспринимать человека, от которого, к примеру, зависит ваша работа или карьера?
* * *
СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ, отношение к происходящему в случае дефицитарного и "созерцательного" восприятия - РАЗНЫЙ. И при этом, напомню, всегда будет уникальным.
* * *
Я согласен с вами, что использование термина "созерцание" невполне корректное. Я не хочу сейчас об этом говорить, но некоторые аспекты у меня вызывают серьезные возражения (см. например, реплику Акеллы об "отключении эмоций" - это очень характерное возражение). Я с этим не согласен - поэтому излагаю свою точку зрения.
Он уникальный, но фильтры остаются
Здесь есть аспект проблемы сравнения и различения.
* * *
Вот я занимаюсь переводами с английского по мере необходимости. И есть у некоторых авторов излюбленное словечко item. Так вот этим самым item может быть Альберт Швейцер, а может Гитлер. Бог - это item, и Дьявол - тоже item!!! Все вокруг - одно сплошное item...
* * *
Я немного утрирую, чтобы подчеркнуть важность сравнения и различения. Да, есть бритва Оккама, которая прямо запрещает умножение сущностей без достаточных оснований. Но есть и обратный грех - когда имея все основания различать разные сущности, человек некорректно подверстывает все под одно больше item.
* * *
Ну можно сказать, что у зрелой личности есть "фильтры"! Но ЗАЧЕМ? Ведь это уже другая сущность со своими атрибутами! Зачем использовать термин, обозначающий атрибут совсем другой сущности?
* * *
Это типичная завеса на пути познания, я бы так сказал...
Я бы не стал делить восприятие на такие режимы - оценочное и созерцательное. На мой взгляд, можно говорить лишь о более и о менее оценочном восприятии.
Безусловно, вы правы, когда говорите о "степени", а не о дихотомичности. Это очевидно.
* * *
Но режимы все же разные, на мой взгляд. Критерий различения - наличие или отсутствие корыстной заинтересованности, к примеру. Если вы пытаетесь "закрыть" свои (законные!!!) потребности - то воспринимайте оценочно. Это ваше законное право, ничего плохого в этом нет.
* * *
Но отдавайте себе в этом отчет. И понимайте, что если вы хотите воспринимать более полно и объективно - вам нужен другой режим.
* * *
Этот режим достигается в положении "мир в душе" - именно поэтому я так много уделил ему внимания в своей книге...