Вадим писал
Спору нет, нужно осознавать подспудно тлеющие отрицательные эмоции и разбираться с ними, но более важный вопрос в другом - как не дать этим самым эмоциям возможности быть загнанными вглубь. Как прорабатывать их в процессе поступления, так сказать...
Эмоция - ответ на входящий стимул. Нет стимула, нет эмоции. "Отрицательные" эмоции, продукт, административных методов, воздействия на окружающих. Если никого не заставлять, и никому не подчиняться, для отрицательных эмоций, в вашей машине не будет подходящего горючего.
Я почему-то не нашёл ничего особо нового в этом обсуждении. Попробую подкинуть новинку полувековой давности.
Эмоциональный центр, механичен по своей природе. В самом принципе его функционирования, не предусмотрено сознательное начало. В отличии от него, двигательный центр, механизируется в процессе обучения навыкам. Эмоциональный центр, закончен, и не подлежит каким либо изменениям. Зато, его можно изучать, как законченый совершенный механизм.
Работу по изучению эмоционального центра, блестяще провел, в середине прошлого века, тогда ещё ученый, а не основатель религиозного течения Рон Хаббард. Хаббард практик, и все его выводы основаны, на проводимых им, опытах на людях. Каждое его слово заслуживает доверия, несмотря на то, что на его идеях впоследствии возникла, одна из самых успешных тоталитарных организаций.
Для Хаббарда, эмоции представляли интерес, как реакция на его воздействие на психику людей, и как инструмент, манипулирующий, сознанием других людей. Да, он извлёк коммерческую выгоду, из каждого своего открытия, но его вклад в изучение эмоций нельзя недооценить.
Согласно его работам, эмоции сменяют друг друга не хаотично, а в строго определённом порядке. В отрицательном секторе это выглядит примерно так.
антаганизм
гнев
страх
горе
апатия
Более полный список эмоциональных состояний можно найти в его брошурке "Шкала эмоциональных тонов".(я к сожалению не нашёл ссылку на интернет ресурс) Внимание заслуживает сам переход от хаотичного к последовательному принципу работы центра. Несмотря на то, что Хаббард не выделял Эмоциональный центр в отдельную единицу, ему удалось научиться использовать принципы его работы. Причём использовать, очень эффективно. От торговых стратегий, до принципов построения идеальной организации.
По Хаббарду, получается, что принцип Стимул-Ответ в Эмоциональном центре работает не совсем корректно. Стимул поданный в одном эмоциональном тоне, пораждает ответ, в отличном от поданного. Машина корректирует свои ответные реакции, в зависимости от текущего эмоционального состояния. Если это действительно так, то становится возможным, сознательное удерживание любого выбранного эмоционального тона, без вариационной составляющей, основанной, на разнообразии входящих стимулов. Можно удерживать любую, текущую эмоцию, и игнорировать входящие стимулы. Вы ведь точно знаете, какую следующую по порядку эмоцию механически предложит центр. И сознательно сможете от неё отказаться, или принять. При любом вашем выборе, это будет сознательное, а не механическое решение.
При повсеместно неготивном отношении к этому глубоко уважаемому мной автору, нельзя забывать о том, что он практик, и что у него была очень знакомая нам по работам Успенского цель, навсегда отказаться от отрицательных эмоций.