Итак, все согласны с тем, что невозможно практиковать самовспоминание интеллектуально, это вопрос воли, усилий, особой энергии. У меня этот пункт не вызывал и не вызывает сомнений.
Следует ли из этого вывод, что невозможно ответить на вопрос, вынесенный в заглавие темы - "почему так трудно помнить себя"?
Попутная задачка: если какое-то положение было сформулировано Успенским 100 лет назад, означает ли это, что никакое новое знание в данной сфере в принципе невозможно?
Практиковать самовспоминание интеллектуально как раз возможно.
Это не означает, что самовспоминание при этом будет работой интеллектуального центра. Но интеллектуальный центр может запустить процесс самовспоминания.
Проблема здесь в том, что интеллектуальный центр у нас подчинен эмоциональному и двигательному. И в начале работы они очень быстро уносят пытающийся удерживать внимание на вспоминании себя интеллектуальный центр. Уносят туда, куда они обычно его уносят - как правило, в прекрасные грезы. Если бы интеллектуальный центр был более независим, вспоминать себя можно было бы чаще - однако запустить процесс самовспоминания может не только интеллектуальный центр.
Наши центры могут состоять в разных связях друг с другом. Некоторые конфигурации таких связей являются более благоприятными условиями для самовспоминания, нежели другие. Для обучения таким конфигурациям существуют специальные упражнения.
Кроме того, еще одним благоприятным условием для самовспоминания является наличие накопленной энергии определенного качества. Эта энергия вырабатывается в нашем теле постоянно, но как правило сразу же тратится. По моему опыту (здесь я не до конца уверен), для меня это энергия эмоционального центра, т.е. H24. Для накопления этой энергии также существуют определенные приемы и упражнения.
Наконец, то, что является сердцем процесса самовспоминания - определенный вид внимания. Он меняется по мере практики. Это, несомненно, разделенное внимание, но это еще и определенный вид разделенного внимания - например, это не то же разделение внимания, как при одновременной внимательности к зрительной картине окружающего мира и своему телу.
Все эти вещи могли бы быть у нас, если бы мы были правильно воспитаны. Поскольку мы были воспитаны в ненормальной среде, то и вспоминать себя трудно.
По поводу Успенского: конечно, практика по его книгам - это только первые шаги. Более подробные практические указания Гурджиева давались им для передачи в группах, и они там и передаются. Более того, иногда те руководители Работы, которые хорошо понимают, что делают, добавляют новые действенные упражнения и приемы.