... можно задать Вам прямой вопрос: Вы сами подавляете свой гнев? Удается ли Вам после этого сбросить напряжение? Каким образом? Можете ли Вы открыто сказать собеседнику, что его поведение Вас раздражает?
Не хочу быть неучтивой и постараюсь ответить на Ваши вопросы, тем более что эту тему открыли именно Вы: :-)
Я стараюсь подавлять свой гнев, насколько могу, когда бываю способна заставить себя не лениться это делать. Мне повезло: я не подвержена приступам сильного гнева или ярости (anger attacks), при которых человек, как правило, физиологически не способен себя контролировать, и поэтому с большим уважением читаю описание того, как Мухаммад смог совладать с собой в подобном состоянии (судя по описанию: "ему стало тяжко, цвет его лица изменился..."). В то же время мне всегда интересно докопаться и выяснить, а не скрываю ли я от себя что-нибудь подобное обиде или злости именно в те моменты, когда не хотела бы что-нибудь подобное чувствовать? :-)
Напряжение (когда оно есть и сохраняется в течение длительного времени) сбрасываю или нейтрализую разными способами, главное условие (соблюдать его не всегда удается) - безвредность для окружающих. Насчет "открыто сказать собеседнику"? - дело в том, что если я ему могу сказать о том, что меня что-то не очень устраивает и он способен спокойно выслушать это и говорить на эту тему, то никакого напряжения не возникает; проблема возникает как раз тогда, когда собеседник явно игнорирует то, что до него пытаются донести, либо это вызывает ответный гнев у него (например, если у Вас амбициозный босс, а на Вашем попечении - родственники, то не всегда и не всякое боссу скажешь; как-то я вежливо, но прямо сказала генеральному управляющему о том, что меня не устраивает график работы - после этого он меня чуть не уволил и мне пришлось искать другую работу:-) )
роль есть роль, от чего в гештальт-терапии мы стремимся избавиться
Мне кажется, что может порой пригодиться даже роль разгневанного человека: например, мы имеем дело с кем-то, и на него кричали папа и мама, на него вопили учителя в школе, на него орали сержанты в армии и начальники, с которыми он привык работать, и как теперь тихим и спокойным голосом быстро объяснить этому человеку, что что-то не так?:-) Для него сигналом для изменения его поведения являются именно проявления чьего-то гнева. Возможно, это далеко не идеальный способ, но в некоторых случаях весьма эффективный. Не исключено, что Гурджиев в описываемой выше ситуации именно имитировал ярость, не испытывая ее внутри себя.
актуализированная личность потому и актуализированная, что не скрывает ни от себя, ни от других никаких своих эмоций и черт характера. Т.е. не играет идеальных ролей.
Я не считаю, что любая роль - это само по себе плохо. Д-р Нурбахш говорит о том, что ученику нужно быть искренним с собой, с наставником и с Богом; но он не говорит ничего о том, что нужно быть искренним с первым встречным-поперечным.
Все-таки для пользы и безопасности других людей будет лучше, чтобы некоторые эмоции и черты характера от них все-таки удачно скрывались, а то мало ли что можно в себе найти - это все-таки не повод сразу щедро делиться всем с окружающими, особенно если они не знакомы с гештальт-терапией и гуманистической психологией и поймут меня в меру своей испорченности:-) Роль тоже можно выбирать не идеальную, а вполне "человечную", т.е. человека, который способен быть открытым и спонтанным, оставаясь вежливым и культурным:-)
Единственный вариант, который я вижу - это подавить гнев, повторяя про себя зикр. Т.е. от подавления гнева мы всё равно не уходим, а это (в рамках гештальт-терапии) - невротично.
"...однажды в битве он [Али] взял верх над неким воином
и выхватил свою саблю. Человек,
беспомощно лежавший на земле, плюнул
Али в лицо. Али бросил саблю,
смягчился и помог человеку подняться на ноги.
"Почему ты пощадил меня?
Как могла молния втянуться обратно
в тучу? Ответь, владыка мой,
чтобы душа могла расшевелиться
во мне, словно зародыш".
Али молчал, но наконец ответил:
"Я Лев Господень, а не лев страстей.
Мой владыка - солнце. У меня нет иных стремлений,
кроме как к Одному.
Когда налетает ветер личностной реакции,
я не следую за ним.
Многие ветры наполнены злобой,
похотью и своекорыстием. они сдувают мусор,
но крепкая гора подлинной природы
остается, где была всегда.
Сейчас нет ничего,
кроме божественных свойств.
Войди через эту раскрытость в меня.
Твоя дерзость лучше любого почтения,
потому что в этот момент я это ты, а ты это я.
я даю тебе это открытое сердце, как Бог раздает дары:
яд твоего плевка стал медом дружбы."
(цит. по Дж. Руми, "Сокровища вспоминания", пер. Л. Тираспольского)Если этот текст про Али - описание клинической картины поведения невротика, то я хочу иметь такой невроз, и бог с ней, с актуализацией:-)