Вадим писал: Воля и сознание могут быть объяснены, но НЕ в привязке к представлению о "машине" (любого класса).
Вот это уже конкретно. Но - не в духе ЧП. Гурджиев именно привязывал сознание к представлению о машине. А волю - привязал, но не объяснил.
Кто ж спорит с ГИГом?
Он именно "привязал" волю и сознание к понятию о центрах... но он не объяснял их. В его присутствии люди просто и непосредственно воспринимали и сущность воли и сущность сознания. Он давал Систему как инструмент взращивания, а не как способ "определения".
Evgeny писал(а):
Вадим писал: Воля и сознание могут быть объяснены, но НЕ в привязке к представлению о "машине" (любого класса).
Вот это уже конкретно. Но - не в духе ЧП. Гурджиев именно привязывал сознание к представлению о машине. А волю - привязал, но не объяснил.
Кто ж спорит с ГИГом?
Он именно "привязал" волю и сознание к понятию о центрах... но он не объяснял их. В его присутствии люди просто и непосредственно воспринимали и сущность воли и сущность сознания. Он давал Систему как инструмент взращивания, а не как способ "определения".
.
- Не так. Сознание – объяснил, волю - только привязал.
- Вадим, опять Ваше любимое «не, а». Ну почему Вы так любите противопоставлять веши, вовсе не исключающие друг друга? В данном случае: «инструмент» (я бы сказал, инструментарий) включает в себя, помимо прочего, идеи и понятия, а понятия требуют определений.
Вадим писал: Если человек сам по себе не пришел к пониманию сущности сознания, книги по ЧП ему вряд ли помогут.
- А что ему поможет? И где Вы видели человека, который сам пришел к пониманию сущности сознания?
Вадим писал: В его (ГИГа)присутствии люди непосредственно воспринимали сущность воли и сознания.
- Да откуда это? Где и кем написано? Что имеется в виду? Звучит очень интригующе, но я очень боюсь, что продолжения, как всегда, не будет.
Вадим писал:Пассажир - не носитель воли, он есть символ воли в метафоре о повозке.
- Наверное, он потому и может быть этим символом в метафоре, что в реальности он носитель какой-то воли или чего-то похожего.
Вадим писал: Конечно, неисправность говорит об отсутствии заботы пассажира (то есть воли) о том, чтобы движение повозки происходило правильно.
- Понял. Мою гипотезу, что механичность есть результат неисправности человеческой машины (а воля, соответственно, следствие ее исправности) Вы не приняли. Вы упираете на другую сторону дела (тоже имеющую место быть), что неисправность – следствие механичности, безволия. Хорошо, так и оставим. Я за ту гипотезу, в общем, не держусь, просто вариант для размышления.
Насчет Вашего примера с обучением танцу. Пожалуй, когда я еще вынужден планировать и контролировать каждое движение, я в некотором смысле более сознателен, чем когда танцевальные движения стали автоматическими, и точек для приложения воли здесь ой как достаточно. С другой стороны, во втором случае я могу заставить волю работать на другие задачи, решение которых (все в рамках танца же) требует осознанности. Сохранять веселую, приветливую мину, глядя на зрителей, например.
Вадим писал:Хуже непонятливого дурака - может быть только понятливый
- А меня Вы к какой категории отнесете?
Наверное, все-таки к первой. Я так и не понял, в чем же вы видите разницу между машинностью и механичностью.
Вадим писалПросто чтобы приступить к пониманию, сначало нужно воспринять. Как вы собираетесь понять, что такое "шлипершмузген", если вы с ним не сталкиваетесь?
Элементарно, Ватсон. Объясните мне, что такое "шлипершмузген" и я скажу, сталкивался я с ним или нет. А если не сталкивался, то при встрече, возможно, узнаю, но только если у меня в голове есть идея или представление о – хм – шлипершмузгене.
Цитата:
Люди тысячи лет воспринимали небесные явления, зрительно и проч., не понимая, почему восходит солнце и т.д.
Вадим писал:А сейчас разве понимают?
- Тем более. Я ведь говорил о том, что воспринять – не значит понять.
Вадим писал: пассажир (воля) не может быть никаким другим, кроме как спящим или бодрствующим.
- Не припомню, чтобы ГИГ что-то говорил о спящей воле. По-моему, в системе ЧП вопрос стоит так, что воля или есть или ее нет.
Вадим писал:
Сознание (в одном из аспектов) - есть способность к самоотчету о своих действиях и проявлениях.
"
Петька писал:способность к самоотчету о своих действиях и проявлениях» - еще не является способностью видеть свои действия и проявления, какие они есть на самом деле."
- Здесь я соглашусь с Вадимом. Способность к самоотчету именно свидетельствует о том, что человек видит. Насколько правильно он видит, настолько и точен самоотчет. А это уже вопрос уровня сознания. Между пр., Вадим просто процитировал Успенского:
«сознание есть особого рода отдавание себе отчета, осведомленность о том, кто я, где я, а затем — о том, что я знаю, чего не знаю и т.д.» (1 лекция по психологии эволюции).
А мог бы и Гурджиева процитировать: «Что же тогда представляет собой наше сознание, наша память, наша критическая способность? Все это очень просто. Все это появляется тогда, когда один центр специально наблюдает за другим, когда он видит и чувствует то, что там происходит, и регистрирует все внутри себя». (Взгляды из реального мира) Эти утверждения я имел в виду, когда писал, что Гурджиев (и Успенский) объясняют сознание из устройства машины. Вот только что значит «в одном из аспектов»? У ПДУ про аспекты сознания речи тут нет.
Вадим писал: Маг.центр притягивает не воли отдельных "я", у них нет воли, это просто не точное использование терминов. У "я" есть желания, а это не одно и то же.
Может, Вы правы, а может, и нет. Давайте разбираться. ПДУ писал: «в интеллектуальной части внимание контролируется усилием воли» (5 лекция). Если у человека нет воли, что тогда делают интеллектуальные части центров? Поэтому утверждение «у нас нет воли» я толкую в том смысле, что у нас нет постоянной воли, она может быть только у человека, обретшего постоянное Я. Но у нас (у каждого нашего маленького временного «я») имеется своя временная воля. Вы другого мнения?