Вообще, я совершенно не понимаю суфийских точек отсчета - т.е. таб, это то что мы не можем поменять, соответственно, это то, с чем не нужно особо работать - т.е. все произойдет само, мы ассимилируем вмененные параметры и перестанем их рефлексировать. Нафс немного смахивает на эгоцентризм и на чсв, т.е. некое самоволие, происходящее в неком беспамятстве, исступление, ослепление ...
Материальная природа (таб) - наша биологическая природа, а точнее - психофизиология. По мере того, как ребенок растет, формируется его нафс (эго, самость). Каким именно будет нафс зависит от двух основных факторов: унаследованных качеств материальной природы и социального опыта. Суфийская психология здесь не слишком расходится с современными научными представлениями.
Нафс, возникающий естественным путем, без вмешательства Школы, это "повелевающий нафс", или нафс, "побуждающий ко злу", то есть низменная, примитивная душа. Этот вид нафса ближе всего соответствует понятию личности (или даже "ложной личности" в терминологии 4-го Пути).
Если у человека есть возможность развиваться, в нем начинает формироваться "нафс порицающий", или совесть (здесь также можно усмотреть параллель с учением Гурджиева).
На следующих уровнях развития нафс преображается в "душу успокоившуюся", исчезают отрицательные эмоции, доминирует состояние умиротворенности и покоя.
* * *
Сущность и личность, если использовать в качестве ориентира суфийскую психологию, можно представить себе как уровни психической иерархии - различные, но неотделимые аспекты нашего внутреннего мира. Сущность ближе к материальной природе, это более фундаментальная часть внутреннего бытия. Личность, хотя и базируется на сущности, формируется в социуме и представляет собой у большинства людей более поверхностный и легче изменяющийся слой психики.