Нну, допустим. Что дальше?
Итак, мы остановились на том, что знание - это осмысленная информация.
а понимать - значит понимать смысл.
Если вы принимаете наши рассуждения выше, то вы согласитесь, что ваше понимание есть ни что иное как знание. Всё наше мышление - это смыслообразование. Как вы говорите "понимать смысл" - это значит установить связи между информацией, которая поступила к вам, и смыслами, которые у вас уже имеются. Если такие связи не устанавливаются, то вы говорите, что такая информация бессмысленна. Если связи установились, то это значит, что информация вписалась в концепцию, имеющуюся у вас.
Давайте определимся, что концепция - набор увязанных между собой смыслов, которые можно абстрагировать в одну комплексную смысловую единицу. Мышлению и памяти так легче работать.
На данном этапе рассуждений можно сделать интересный вывод - что вы можете воспринять только ту информацию, которая не будет противоречить имеющимся у вас концепциям, хотя эта информация может адекватно отражать реальность.
Итак, коснёмся понимания.
Можете ли вы что-то делать хорошо, не так как это делают другие, пытаясь делать то же самое? Если "да", то это поможет вам получше понять о чём я хочу сказать.
Для примера я предположу следующее. Вот игра в футбол. Вы взяли и выучили правила игры. Это значит вы получили знание. Далее вы пытаетесь играть в футбол. Согласитесь, что есть отличие смотреть футбол по телевизору или играть в футбол самому. Также согласитесь что опытный игрок в футболе понимает значительно больше, чем болельщик знающий всё о футболе.
Пример не очень хороший, мне он не нравится. Хочу сказать, что человек, умеющий жонглировать мячом, может не понимать в футболе, зато понимает в жонглировании.
В общем, понимание - это как связь с реально существующими вещами. Если вы что-то можете делать классно, то вы поймёте меня.
Трудности определить понимание через смысл понятны, так как оно (понимание) находится во вне смысловом поле. Имея понимание, можно выдавать информацию с различной смысловой увязкой. Т.е. понимание игры в футбол может выражаться через смысловые конструкции техники ударов по мячу, розыгрыши стандартных ситуаций, тактики ведения игры и прочее. Но знание всего этого не является пониманием.
Евгений, если для себя вы это не прочувствуете, то дальшейшие рассуждения будут бесполезны.
Какие выводы можно сделать?
1. В зависимости от источника информации знание может быть разным. А источниками могут быть:
а) смыслообразование в рамках существующих у человека концепций;
б) смыслообразование от понимание.
В случае "а" новый смысл получается путём перекомпоновки старых существующих смыслов. Такое знание я бы назвал мёртвым.
В случае "б" новый смысл получается от понимания. В данном случае такой смысл не важен и может видоизменяться, но в любом случае он от понимания. Такое знание я бы назвал живым.
2. Человек сможет понять знание только тогда когда он САМ понял. Никакие знания сами по себе ничего НОВОГО, и тем более понимания, не дадут.
Меня тут постоянно отвлекают, поэтому пока удалюсь.