Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Сущность и личность: попытка определения.  (Прочитано 39464 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Re: Сущность и личность: попытка определения.
« Ответ #7 : 16 бХЭвпСап 2007, 00:54:39 »
Цитата: "wayter"
...Ваш вопрос:
Цитировать
1. Разве природное в человеке - сводится только к генетическому?
2. И разве наследование происходит только генетическим путем?


К чему, кроме генетического, сводится природное в человеке? Каким путем, кроме генетического, происходит наследование?

Сводится - наверное сама постановка вопроса не совсем верна.
"Сводится" и "включает" - все таки разные вещи. А иначе редукционизмом отдает каким-то (слово-то какое, но другого не нашел).
Кроме генетического, природное главным образом представлено именно сущностью :wink: ...
Наследование происходит и интер-психическим путем. Например болезни (а сказать точнее симптоматика) способны наследоваться через поколения. То есть при рождении человек воспринимает (наследует) некоторые реакции отдаленных предков. Сюда включается алкоголизм, суицидальность, умственные нарушения.
Устранение же этой симптоматики происходит путем психического исцеления.

Вообще странно от вас слышать попытки объяснения суфийских понятий через "генетику"  :roll:
Цитировать
Ваш вопрос:
Цитировать
3. И наконец - с каких пор темперамент стал "наследуемым", тем более генетически?


Цитировать
Известный русский физиолог И.П. Павлов в основу классификации типов нервной системы положил три признака: силу основных нервных процессов — возбуждения и торможения; равновесие между этими процессами; подвижность этих процессов, то есть способность их быстро сменять друг друга. ..

Так, ну с Павловым спорить конечно трудно... Да и незачем в данном контексте, он про наследственность вроде как и не высказывался шибко-то. Да и какое нам дело до того, что там происходило с его собачками  :wink:
Мы как никак про наше, про людское рассуждаем...

Цитировать
...Родители нередко задают вопросы: хорошо или плохо, что ребенок, скажем, холерик, и можно ли изменить его темперамент? Во-первых, напомним, что тип темперамента наследуется и остается неизменным на протяжении длительного промежутка времени, а часто и всей жизни,
http://subscribe.ru/archive/home.child.preschool/200605/13060615.html

Откуда товарищи писатели Елецкая О.В. и Вареница Е.Ю. взяли, что темперамент именно наследуется, осталось неясным... Разве уже отработана теория, которая из типа темпераментов родителей способна вывести тип ребенка???
Но для целей нашего разговора их мнение все же можно использовать.
Цитировать
остается неизменным на протяжении ... , а часто и всей жизни,

Отсюда с железной аристотелевской логикой следует вывод, что тип способен меняться
Нам остается только решить, достаточен ли авторитет авторов для того, чтобы их мнение учитывалось при вынесении суждений по, скажем так, суфийской проблематике... :roll:
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Сущность и личность: попытка определения.
« Ответ #6 : 16 бХЭвпСап 2007, 00:12:02 »
Цитата: "Вадим"

И здесь тоже вопросы возникают...
1. Разве природное в человеке - сводится только к генетическому?
2. И разве наследование происходит только генетическим путем?
3. И наконец - с каких пор темперамент стал "наследуемым", тем более генетически?
Не все врожденное в человеке является
а) унаследованным
б) переданным генетически
И куда в таком случае деть "астрологию", которую демонстрировал ученикам ГИГ???
 
Вопросы, вопросы...


Ваш вопрос:
Цитировать
1. Разве природное в человеке - сводится только к генетическому?
2. И разве наследование происходит только генетическим путем?


К чему, кроме генетического, сводится природное в человеке? Каким путем, кроме генетического, происходит наследование?

Ваш вопрос:
Цитировать
3. И наконец - с каких пор темперамент стал "наследуемым", тем более генетически?


Цитировать
Известный русский физиолог И.П. Павлов в основу классификации типов нервной системы положил три признака: силу основных нервных процессов — возбуждения и торможения; равновесие между этими процессами; подвижность этих процессов, то есть способность их быстро сменять друг друга. Согласно этому учению, сильному, уравновешенному, подвижному типу центральной нервной системы соответствует сангвинический темперамент; сильному, но неуравновешенному типу, у которого возбуждение преобладает над торможением, — холерический; сильному, уравновешенному, но малоподвижному — флегматический; слабому — меланхолический тип темперамента.

 Родители нередко задают вопросы: хорошо или плохо, что ребенок, скажем, холерик, и можно ли изменить его темперамент? Во-первых, напомним, что тип темперамента наследуется и остается неизменным на протяжении длительного промежутка времени, а часто и всей жизни,
http://subscribe.ru/archive/home.child.preschool/200605/13060615.html
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

моська

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 695
  • Reputation Power: 0
  • моська has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Сущность и личность: попытка определения.
« Ответ #5 : 15 бХЭвпСап 2007, 20:05:08 »
Цитата: "wayter"
Личностные качества более поверхностны, чем сущностные, в том, например, смысле, что в критических ситуациях они уступают сущностным. Человек может провозглашать свою готовность пожертвовать чем-либо для ближнего и искренне верить в свои слова, но наступает критическая ситуация и идеалы личности оказываются забытыми, а в права вступает сущность.


Цитата: "wayter"
Личность – инструмент взаимодействия с социумом, отражение общественных идеалов и ценностей в индивидуальном бытии.


Личность человека формируется как инструмент для взаимодействия с социумом, то есть она с необходимостью ориентирована на ценности, характерные для конкретного социального института, будь то рабочий коллектив, семья или компания друзей. Сущность же ориентирована на обеспечение базовых потребностей самого человека. Под базовыми потребностями здесь имеется в виду иерархия ценностей, характерная для конкретного человека.

Как правило, иерархия ценностей социальных институтов отличается от иерархии ценностей человека. В критических ситуациях, когда ценности социума входят в противоречие с ценностями особи, последние оказываются важнее (своя рубашка ближе к телу), личность и ее представления отбрасываются и действует сущность.

Этим можно объяснить, почему в критической ситуации идеалы личности оказываются забытыми, а в права вступает сущность.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Re: Сущность и личность: попытка определения.
« Ответ #4 : 15 бХЭвпСап 2007, 20:02:52 »
Цитата: "quantum"

Весьма спорно...

Вот,смотрите - у Гурджиева иначе:
....
итд.

Спасибо за текст.
Действительно короткий и ясный отрывок.
Хотя опять же, если процитировать - "Это может казаться трудным для понимания"
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

quantum

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 351
  • Reputation Power: 1
  • quantum has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Сущность и личность: попытка определения.
« Ответ #3 : 15 бХЭвпСап 2007, 19:34:18 »
Цитата: "wayter"


Сущность ближе к «материальной природе» (таб суфийской терминологии), или к генетически наследуемым качествам.  Можно ли отнести в таком случае группу крови к сущности? Видимо, нет. Подобные биологические унаследованные качества вряд ли играют какую-либо роль в духовном развитии. А термин сущность введен именно в связи с идеей духовного роста. Можно предположить, что к сущности относятся прежде всего те качества, которые возможно хотя бы в какой-то степени изменить (а упоминаемый Успенским слух, который слабо поддается изменениям, следует отнести к биологической базе сущности). А куда отнести, скажем, психологический темперамент? Изменить его вряд ли возможно, но он играет важную роль в формировании индивидуальности. То есть существуют природные, генетически наследуемые качества, которые являются биологической базой для формирования сущности.

Личностные качества более поверхностны, чем сущностные, в том, например, смысле, что в критических ситуациях они уступают сущностным. Человек может провозглашать свою готовность пожертвовать чем-либо для ближнего и искренне верить в свои слова, но наступает критическая ситуация и идеалы личности оказываются забытыми, а в права вступает в сущность.


Весьма спорно...

Вот,смотрите - у Гурджиева иначе:





итд.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Re: Сущность и личность: попытка определения.
« Ответ #2 : 15 бХЭвпСап 2007, 18:54:08 »
Цитата: "wayter"
Цитировать
Изучать человека как целое невозможно, так как человек подразделяется на две части. http://www.sufism.ru/4thway/books/razvitie.htm

Личность всегда смешана с сущностью.
http://www.sufism.ru/4thway/books/sovest1.htm


Сущность ближе к «материальной природе» (таб суфийской терминологии), или к генетически наследуемым качествам.

Вот тут следует уточнить, чем является «материальная природа» (таб суфийской терминологии)... Иначе непонятно.
И опять же непонятно про "генетику"...

 
Цитировать
Можно ли отнести в таком случае группу крови к сущности? Видимо, нет. Подобные биологические унаследованные качества вряд ли играют какую-либо роль в духовном развитии. А термин сущность введен именно в связи с идеей духовного роста.

Здесь логика также весьма замысловата.
То сущность - связана с "материальной природой", то - с духовным ростом...
Тут надо бы поподробнее, по-моему...
Цитировать
Можно предположить, что к сущности относятся прежде всего те качества, которые возможно хотя бы в какой-то степени изменить (а упоминаемый Успенским слух, который слабо поддается изменениям, следует отнести к биологической базе сущности).

Здесь возникает противоречие с процитированным отрывком из ПДУ:
Цитировать
Для описания сущности мне нужно прежде всего сказать, что она является базисом физического и умственного строения человека.

Сущность является базой биологических качеств, а не наоборот.
Ну и насчет "упоминаемого Успенским слуха" также можно поспорить - кто занимался вокалом знают, что "отсутствие слуха" это миф... Лучшие или худшие стартовые возможности - так сказать будет гораздо вернее... То же самое касается способностей к языкам и способностей к "морячеству"...

Цитировать
А куда отнести, скажем, психологический темперамент? Изменить его вряд ли возможно, но он играет важную роль в формировании индивидуальности. То есть существуют природные, генетически наследуемые качества, которые являются биологической базой для формирования сущности.

И здесь тоже вопросы возникают...
1. Разве природное в человеке - сводится только к генетическому?
2. И разве наследование происходит только генетическим путем?
3. И наконец - с каких пор темперамент стал "наследуемым", тем более генетически?
Не все врожденное в человеке является
а) унаследованным
б) переданным генетически
И куда в таком случае деть "астрологию", которую демонстрировал ученикам ГИГ???
 
Вопросы, вопросы...
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Сущность и личность: попытка определения.
« Ответ #1 : 15 бХЭвпСап 2007, 16:59:09 »
Цитировать
Изучать человека как целое невозможно, так как человек подразделяется на две части. Одна из них в некоторых случаях может быть почти полностью реальной, другая в некоторых случаях может быть почти полностью воображаемой. У большинства обычных людей эти две части смешаны, и их нелегко отделить друг от друга, хотя обе они присутствуют и наделены собственным смыслом и содержанием.
В изучаемой нами системе эти две части называются сущностью и личностью.
Сущность есть врожденное, личность -- приобретенное. Сущность представляет собственное, а личность -- не собственное. Сущность нельзя потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно изменить почти полностью, Изменяя обстоятельства, она может быть утрачена или легко повреждена.
Для описания сущности мне нужно прежде всего сказать, что она является базисом физического и умственного строения человека.
Например, один по природе хороший моряк, а другой плохой; у одного музыкальное ухо, у другого нет; у одного способности к языкам, а другой их лишен. Это -- сущность.
Личность есть все то, что так или иначе выучено, говоря на обычном языке, "сознательно" или "бессознательно". В большинстве случаев "бессознательно" означает путем имитации, которая, собственно говоря, играет очень важную роль в построении личности. Даже инстинктивные функции, по природе своей свободные от личности, содержат много так называемых "приобретенных вкусов", т. е. всякого рода искусственных удовольствий и неудовольствий, приобретенных путем подражания и воображения. Они играют очень важную и гибельную роль в человеческой жизни. По природе человеку должно нравиться то, что для него хорошо, а не нравиться то, что для него плохо. Но это так лишь до тех пор, пока сущность господствует над личностью так, как она должна господствовать -- иными словами, когда человек здоров и нормален. Когда личность начинает господствовать над сущностью и человек делается менее здоровым, ему начинает нравиться то, что ему вредно, и не нравиться то, что для него во благо.
Это связано с тем главным, что может быть ложным во взаимоотношениях сущности и личности.
Нормальным образом сущность должна господствовать над личностью, и тогда личность весьма полезна. Но если личность господствует над сущностью, это ведет ко всякого рода ошибочным результатам.
Нужно понять, что личность также необходима человеку; нельзя жить без личности, одной сущностью. Но сущность и личность должны расти параллельно и одна из них не должна перерастать другую.
Случаи, когда сущность перерастает личность, имеют место среди необразованных людей. Эти так называемые простые люди могут быть очень добрыми, даже умными, но они не способны к развитию, открытому людям с более развитой личностью.
Случаи, когда личность перерастает сущность, часто обнаруживаются среди более культурных людей, и в таких случаях сущность остается в полувзрослом или полуразвитом состоянии.
Это означает, что вместе с быстрым и ранним ростом личности рост сущности может практически остановиться в очень юном возрасте, и в результате мы видим мужчин и женщин, внешне вполне взрослых, но чья сущность остается в возрасте десяти или двенадцати лет.
В современной жизни имеются многочисленные условия, которые очень благоприятствуют этому недоразвитию сущности. Например, слепое увлечение спортом, в особенности играми, может весьма действенным образом остановить развитие сущности, причем иногда в столь раннем возрасте, что сущность уже никогда не сумеет полностью оправиться в дальнейшем.
http://www.sufism.ru/4thway/books/razvitie.htm

Личность всегда смешана с сущностью.
http://www.sufism.ru/4thway/books/sovest1.htm



Сущность ближе к «материальной природе» (таб суфийской терминологии), или к генетически наследуемым качествам.  Можно ли отнести в таком случае группу крови к сущности? Видимо, нет. Подобные биологические унаследованные качества вряд ли играют какую-либо роль в духовном развитии. А термин сущность введен именно в связи с идеей духовного роста. Можно предположить, что к сущности относятся прежде всего те качества, которые возможно хотя бы в какой-то степени изменить (а упоминаемый Успенским слух, который слабо поддается изменениям, следует отнести к биологической базе сущности). А куда отнести, скажем, психологический темперамент? Изменить его вряд ли возможно, но он играет важную роль в формировании индивидуальности. То есть существуют природные, генетически наследуемые качества, которые являются биологической базой для формирования сущности.

Личностные качества более поверхностны, чем сущностные, в том, например, смысле, что в критических ситуациях они уступают сущностным. Человек может провозглашать свою готовность пожертвовать чем-либо для ближнего и искренне верить в свои слова, но наступает критическая ситуация и идеалы личности оказываются забытыми, а в права вступает сущность. Если развитие личности значительно опережает сущность, то различие между сущностным и личностными проявлениями может быть весьма заметным.

Личность – инструмент взаимодействия с социумом, отражение общественных идеалов и ценностей в индивидуальном бытии. В личности находится наше представление о себе, без которого взаимодействие с миром вряд ли возможно.

Сущность формируется преимущественно за счет жизненного опыта,  реальных ситуаций. Личность может формироваться и под воздействием книг или собственных размышлений и фантазий.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100