Для начинающего дервиша цель медитации – самоотречение, прекращение механической активности тела и ума и сосредоточение на Реальности. Это психологическая ипостась самопожертвования – отказа от себя.
Поскольку медитация может вызвать необычные психологические состояния, порой кажется, что именно эти состояния и являются целью. В действительности, такого рода переживания – побочные продукты умирания «я», которое воспроизводится в медитации.
По мнению некоторых приверженцев каббалы каббалистическая медитация и индуистская медитация прямо противоположны друг другу. Кабаллистическая медитация предполагает активное участие души ("я") в процессе медитации, посещении иных миров и т.д. (ср.: "жизнь реальна пока "я есть"), тогда как индуистская медитация направлена на разрушение "я", отказ от активного личного присутствия. Такое противопоставление, имхо, можно распространить и на христианство, и тем более, на ислам. Поэтому, читая описание такой медитации задаешься вопросом: а в рамках ислама ли это происходит?
Для переживаний требуется некоторая активность психики. Но когда медитация достигает совершенства, исчезает любого рода активность и вместо нее возникает – ничто. И тогда исчезают и духовные состояния. В конце концов приходит состояние, которое "превыше любых состояний".
В чем цель медитации? Ответ прост: цель – отказ от себя. Но такого рода понимание коренится в самости, и оно пригодно быть лишь подпоркой для начинающих. Это ответ временный, от него в конце концов необходимо отказаться – поскольку мы задаемся целью отказаться от себя.
Дело в том, что целеполагание – особенность нашего ограниченного ума, нашего "я". Ставить цели можно лишь в пространстве и во времени. Однако, то, что становится проявленным в медитации, лежит за пределами пространства или времени. Суфий, если он ставит перед собой какую-либо цель в медитации – даже если это «благородная» цель испытать духовные состояния – фактически ограничивает переживание Абсолюта рамками собственного ограниченного сознания. Он "придает Богу в сотоварищи" самого себя.
Бог – причина Себя. Сходным образом, и медитация в своих высших формах является собственной причиной и целью.
... Это психологическая ипостась самопожертвования – отказа от себя.
Немного о жертвоприношении, самопожертвовании и придания себя Богу в сотоварищи.
Не в даваясь в определение того, что такое жертва, скажем лишь, что жертва - это более чем подарок. Поэтому, например, в Ветхом Завете большое значение придавалось ритуальной чистоте жертвы. Иоанн называет Иисуса в Апокалипсисе "агнцем" не потому, что Иисус был покорным, а потому, что Он был ритуально чист, безгрешен. Поэтому, если кто-то говорит, что он приносит себя в жертву, то это смелое заявление - все равно, что объявить себя святым. Точно так же рискованно и навязывать себя (с потрохами) Богу в сотоварищи. А нужны ли Ему такие сотоварищи как мы? Еврейские медитационные практики, например, предостерегали, что медитационное приближение к Богу весьма опасно и часто грозит смертью.
Может быть слова "сходным образом" указывает на очень отдаленное сходство. Как, например, дети изображающие самолет и бегающие по двору с растопыренными руками.
PS. Собственно, я не категорически против данного рода медитационной практики. Соглашусь даже, что она полезна. Но вряд ли она является вершиной ислама, христианства или иудаизма.
___________________
"Горе тебе, о Йакуб! Не записывай все то, что ты слышишь от меня! Ведь случается, что сегодня я думаю так, а завтра - иначе". Имам Абу Ханифа