В конце речи Мастер приводит цитату из Ансари: "Все сотворенное любит жизнь, и смерть страшна всем сотворенным существам; суфий, тем не менее, поспешает к смерти в надежде встретиться с Богом и узреть Божий Лик".
А вот тут я полностью в "непонятках": как можно "поспешать к смерти в надежде встретиться с Богом"?! Ведь это, на мой взгляд, роспись псевдо-суфия в собственной несостоятельности, а именно: что он ещё при жизни не слился с Ним (понятие Единобытия).
Что значит "поспешает к смерти"? Как можно по собственной воле поспешать к смерти? Ведь известно, поспешишь - людей насмешишь:)
Вот такие "суфии" (= несостоявшиеся суфии) и "поспешают к смерти" в надежде, что Проявленное - не есть сам Творец, а их Бог находится где-то "там", в потустороннем ("по ту сторону" непонятно чего).
И еще один вопрос. "Поспешать к смерти в надежде встретиться с Богом"... разве это не мысль о вознаграждении?
Какую же ещё награду можно ждать от Подателя Жизни, как не сам дар жизни?!
"Надеяться встретить своего Господа" - это тоже жажда вознаграждения, но уже иного порядка. Это не желание чем-то обладать, что-то иметь для себя, а желание, наоборот, уйти от себя, жажда Единения.
С Единобытием-то тогда как быть?! "Уйти от себя" и "жажда Единения" - две вещи несовместные.
Было бы странно предполагать, что суфий стремится досрочно попасть под трамвай или скончаться от гриппа, чтобы как можно скорее предстать перед Всевышним. Возможно, речь идет о какой-то другой смерти. Есть такой
хадис и-Шариф ("хадис Посланника"): "Умри до того, как умрешь". Возможно, суфий поспешает именно к такого рода "летальному исходу". Поскольку для суфиев Бог не находится где-то в мифическом потустороннем пространстве, а проявляет себя в этом мире как абсолютное Бытие, то соединение с Ним может значить единство с самой жизнью. Человек тоже воплощает в себе жизнь, но это воплощение ограничено им самим, его личными качествами, краткостью жизни одного отдельно взятого человека, и как следствие - стремлением что-то получить именно для себя (отсюда и желание получить преимущество или вознаграждение). Уход от этой ограниченности, от подчинения ей - это тоже уход от себя, тоже своего рода смерть. Смерть при жизни ради соединения с Бытием. И вопрос вознаграждения тогда может сняться сам собой - вознаграждать-то, собственно говоря, будет больше некого :-)
О другом уровне духовной нищеты пишет Экхард: "Если случится так, что человек действительно освободится от вещей, от живых существ, от самого себя и от бога, и если тем не менее в нем найдется место для Бога, тогда мы скажем: пока такое (место) существует, этот человек не нищ, он не дошел до крайней нищеты. Ибо Бог не хочет, чтобы человек оставил место для него, для его Божьей работы, так как истинная нищета духа требует, чтобы в человеке не было бы ни Бога, ни его творений, так что если бы Бог хотел воздействовать на его душу, он сам должен был бы быть тем местом, в котором он действует вот чего ему хотелось бы... Таким образом, мы говорим человек должен быть на столько нищ, что в нем нет места ни для действий Божьей, что он сам не является этим местом. Оставить такое место, значило бы сохранить различия. И поэтому я молю Бога, чтобы он освободил меня от Бога".
Каким местом написал это Экхард?! Создаётся впечатление, что сам автор сего опуса находится глубоко "не в теме" написанного им же самим. Извините.
Возможно, почти тем же самым, которым Руми написал вот это:
О правоверные, себя утратил я среди людей.
Я чужд Христу, исламу чужд, не варвар и не иудей.
Я четырех начал лишен, не подчинен движенью сфер,
Мне чужды запад и восток, моря и горы - я ничей...
(Пер. Д. Самойлова, цит. по
http://nimatullahi.sufism.ru/lib.htm#О правоверные, себя утратил я среди людей.)
В упрощенном варианте этот опус Экхарта можно понимать как стремление освободиться от власти представлений о Боге, о творении, как стремление уничтожить любые ограничивающие концепции, чтобы потерять границу между собой и Богом. Экхарту, надо полагать, недостаточно просто подумать и принять мысль об этом, он хочет пережить это, чтобы это стало его бытием ("и поэтому я молю Бога, чтобы он освободил меня от Бога").
На таком Пути верующий должен делать все что возможно , чтобы отказаться не только от своего богатства и жизни, но и от своей души"
Джавад Нурбахш. " таверна среди руин" .
А это точно сказал Дж. Нурбахш, и это точная/дословная цитата?!
Да, дословная, хотя вне контеста ее нетрудно слишком вольно истолковать.
С моей точки зрения это вполне согласуется с Евангелием:
"Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее." (Мф.10 : 39)
"Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16:24-26)