Что касается понятий "учение" и "система", то, как я вижу, мы с вами вкладываем в них разный смысл. Чисто логически, можно вложить в слова какой угодно смысл, но зачем это делать? Чтобы всех запутать? Мы с вами говорим на русском языке или нет? Если да, то вот, есть авторитетный академический словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова. "Учение" -"Совокупность теоретических положений ..." Так вот, система ГИГа - это больше, чем учение, потому, что в ней есть не только теоретичекские положения. Что касается "системы", то можно с ней работать самостоятельно или нет - этого я не знаю, это смотря какая система. ГИГ и Успенский утверждали, что с этой системой самостоятельно, без учителя, работать нельзя. Так-то оно, наверное, так, да ведь нужда заставит калачи есть. Нет настоящего учителя - занимайтесь сами и отслеживайте, полезно это вам или нет. Лучше, чем слепо следовать за каким-нибудь пустым нахалом, заявляющим "Я -учитель!". Да и серьезный учитель - не всегда ваш учитель. Не всегда подходит именно вам. Так что делайте выводы.
Павл, раньше чем продолжать дискуссию (если продолжать), следует провести переучет спорных вопросов. А то мы, кажется, теряем нить разговора, вы не находите?
Евгений,
академический подход хорош там, где он хорош.
Мне кажется не стоит притягивать его туда, где он вряд ли работает.
На эту тему уже есть достаточно материала: приверженность к жестким определениям резко ограничивает поле восприятия - вспомните проблемы левого и правого полушарий.
Уж если мы говорим о содержании книг Гурджиева, то не стоит втискивать в академические рамки те понятия, которые употреблял сам Гурджиев.
Представляется, что значительно плодотворнее будет пытаться понять, что имел в виду автор (со всеми скидками на нашу недалекость), чем аппелировать к академическим словарям. Просто некоторые понятия раскрываются по мере приобретения соответствующего опыта.
К примеру - "любите врагов ваших", это что теоретическое положение или нечто, таящее под собой кучу самых разных практик, необходимых для достижения такого состояния? Почти очевидно, что одному человеку понадобится одно, а другому совсем другое - и решить этот вопрос сможет лишь их руководитель.
Даже в точных науках прорывы совершались именно при выходе из жестких устоявшихся рамок...
Ведь и здесь тоже нужен прорыв - но только внутри себя.
К слову, мне кажется, что СВЕта во многом права - вот вы называете Успенского духовным учителем и говорите, что его книги говорят вам об этом.
Думаю, что в этом есть толика скрытой гордыни (возможно незаметная вам самому) - спросите себя, "а кто я такой, чтобы назвать имярек духовным учителем"?
Согласитесь, лучше быть более сдержанным и сказать - "в его книгах я нахожу много полезного для себя". Почему бы не сказать так?