Дорогая Ева, мне хочется довести до конца мысль о связи между Освенцимом, Лао цзы и снами, потому что я ощущаю Ваше непонимание.
Я исхожу из того, что все происходящее является Промыслом, потому что Господь вездесущ и "...каждый день занят творением...". Для многих людей одного этого объяснения недостаточно из-за отсутствия смирения, которое ведет к ясному взгляду. Поэтому нужно рассмотреть, что есть Промысел? Это - Намерение, направленное к совершенству. Но Господь одновременно и ослепляет (усыпляет) человека, позволяя ему самому намереваться, руководствуясь своим естеством или своими страстями. Потому что если у человека не будет выбора, он не сможет приобщиться к Творчеству, не зная его. Свобода - непременная среда творчества, а она может существовать только в разнообразии. Я думаю, что творчество - это умножение разнообразия в единстве.
Изречение Лао цзы о бесстрастном правителе - это изложение высших принципов Бытия. Например, многие из нас неправильно воспитывают своих детей, опекая их в мелочах, лишая их опыта самостоятельного выбора. Мы стремимся выбирать за них вместо того, чтобы на собственном примере демонстрировать им законы Бытия, позволяющие делать удовлетворяющий выбор. Потому что многие из нас не знают этих законов. Не зная их, тем не менее, многие из нас мнят себя обладателями истины. Те истины, которыми мы действительно обладаем, являются частичными, условными, поэтому мы не можем доподлинно судить ни о чем.
Кошмары Освенцима мы можем понимать, как наказание человечеством самого себя за возобладание страстей над здравым смыслом, утрату бдительности здравого смысла. Не будь этого опыта, он бы все равно был и, возможно, еще будет, пока здравый смысл человечества окончательно не проснется. Когда в кухне грязь, там заводятся тараканы и разносят еще большую грязь, пока какая-нибудь чрезвычайная неприятность от нее не заставит грязнулю произвести уборку.
Если бы все люди, как Вы выразились, стремились "поесть, попить, поспать, а потом опять вернуться на свою точку наблюдения из космоса. И не нужно трудиться, чтобы быть человеком", вероятнее всего не случилось бы и Освенцима. Но, к сожалению, не все люди могут "удаляться в космос"; мало того, они активно действуют на Земле для того, чтобы стать человеком, поэтому, наряду с прочим, происходят и "ночные кошмары", которые - неотъемлемая часть опыта. Почему мы забываем скорбить о нескольких миллионах человек, ежегодно погибающих, например, в автокатастрофах и других проявлениях слепоты, но Освенцим помним, как особенный кошмар? Потому что Освенцим масштабно проявляет зловещую
тенденцию человеческой слепоты - крайнюю форму отрицания единства жизни - намеренное убийство.
Лао цзы указывает не на состояние, а на путь к нему, потому что это состояние не может быть понято спящим человеком, наполненным страстями. Зато ему может стать по настоящему понятной и желанной свобода от них, когда он погорит в них. Бесстрастность принимается за бесчувственность в то время, как является высшим проявлением любви к творению. И Освенцим свидетельствует о существовании высшего проявления Любви - самопожертвовании. Потому что там убивали не человека, но ради Человека.
Естественно, это - всего лишь мое частное мнение.