Те основные принципы, которые характерны для других школ ЧП, должны быть свойственны, по идее, и учению ГИГ.
А я думал, что учение Гурджиева это и есть весь Четвертый путь). Можете, пожалуйста, написать какие еще школы к нему (ЧП) принадлежат?
П.Д.Успенский в книге "Четвертый Путь" пишет:
"В. Является ли настоящая система Четвертым Путем?
О. Это неправильная формулировка. Вы можете спросить себя:
"Принадлежит ли настоящая система к пути Факира, к пути Монаха или к
пути Йога? Нет, но она может принадлежать к Четвертому Пути". Вы не можете
сказать, что настоящая система является Четвертым Путем;
Четвертый Путь
весьма широк, а эта система сравнительно очень мала."
Основные признаки школы Четвертого Пути:
"Четвертый Путь, особенный путь, и он не является комбинацией других трех путей. Он отличается от других путей прежде всего тем, что
в нем нет никакого внешнего отказа от вещей, ибо вся работа является внутренней. Человек должен начать работу в тех же условиях, в которых он находится тогда, когда он встречает ее, так как эти условия являются наилучшими для него. Если он начинает работать и обучаться в этих условиях, он может чего-то достичь, а позже, если это будет необходимо, будет способен изменить их, но не раньше, чем увидит необходимость этого. Таким образом, сначала человек продолжает жить той же жизнью, что и прежде, в тех же обстоятельствах, что и прежде. Во многих отношениях этот путь оказывается более трудным, чем другие, ибо нет ничего труднее, чем изменить себя внутренне без внешнего изменения".
"на Четвертом Пути первым принципом является то, что
человек ничему не должен верить; он должен учиться; поэтому вера не входит в Четвертый Путь. Человек не должен верить тому, что он слышит или что ему советуют, он должен для всего находить доказательства. Только если человек убежден, что что-то является истинным, он может верить этому, но не раньше.Это краткое описание различия между четырьмя путями".
Источник* * *
Какие еще школы, помимо гурджиевской, можно отнести к 4-му Пути? В каких школах не требуется отказываться от вещей (видимо, надо понимать - от мирской жизни) и нет акцента на вере?
Пожалуй, некоторые, хотя и не все, суфийские школы могут быть отнесены к 4-му Пути. (Есть тарикаты, которые ближе к Пути факира. Собственно, факир - арабское название дервиша).
Есть еще какие-то идеи?