В разные времена и в разных местах в качестве "богохульства" рассматривались песни и танцы,
Разве это богохульство петь и плясать из радости познания Бога?! (
Вопрос риторический.)
Видела в Инете ролики с кружениями дервишей. Завораживает.
Если это танец от радости, то это прекрасно. А если для того, чтобы войти в подобие транса, в экстаз, то это плохо, имхо. За подобное изменённое состояние можно принять пресловутое "просветление": вот, мол, я проник в тайну тайн! И стать идолопоклонником этого мнимого "просветления" в ущерб истинной вере в Истинного Бога.
экстатические высказывания ("Я - Истина", "Под этой накидкой нет никого кроме Бога" и т.п.),
Мне эти фразы тоже не нравятся. В них нет метафоры, а есть прямая заявка на то, что "Я - Бог"!
"Аз есмь Господь" вправе говорить только сам Бог.
По поводу экстаза: он не просветление, а прельщение. Имхо.
использование образов "вина" и "прекрасной возлюбленной" и др.
По поводу вина: в Коране рай описывается местом с реками вина (
при том, что алкоголь в Исламе запрещён!) и многочисленными девственницами (
подобие гарема?). Что-то тут не так.
А каким тогда должен быть рай для женщин?! - Тоже с девушками?! (
Риторические вопросы.) Ведь это же абсурд!
По поводу любви к Богу как любви к прекрасной возлюбленной: мне тоже это метафора (?) не нравится. Неужели ж на Востоке, испокон веков славящемся великими поэтами, не нашлось другой красивой метафоры?! Да и нужны ли Богу человеческие метафоры вместо
прямого обращения к Нему?! (
Вопросы риторические.)
Но, на мой взгляд, это был всего лишь предлог. Во многих случаях представители официальной религии опасались за свою власть и влияние.
Согласна с Вами. Религия - это, прежде всего, идеология. А идея - это умственная фикция, ничто.