Для меня теория множеств представляет еще и "метафизический" интерес, поскольку описывает формальные правила, по которым множественное становится единым!.
(олэкса)
Теория множеств может быть также использована для иллюстрации парадоксальности принципа единства бытия.
Предположим, что Единое - это множество, которое вмещает все другие множества, но само не является их составляющей (Единое вмещает весь мир, но не сводиться к нему).
Тут есть противоречие: если единое не включает себя в качестве элемента, значит оно не все охватывающее (есть что-то вне его), и должно существовать какое-то "более единое единое", которое в свою очередь есть частью "еще более единого" и т. д. С другой стороны мы не можем сказать, что единое включает себя в качестве элемента (свести единое к составляющим его вещам значит сказать: Бог - это природа).
Получается, что или не существует множества всех множеств, или мы не можем его понять с помощью здравого смысла (это парадокс Рассела:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%81_%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0).
Кажется, именно это имел ввиду Чапаев, распрашивая Петьку о природе сознания (В. Пелевин "Чапаев и пустота" часть 5):
Ч: Ты можешь мне сказать кто ты?
.......
П: Если угодно, я полагаю себя... Ну, скажем монадой.
.........
Ч.:...Скажи-ка мне, где эта манда живет?
П: В моем сознании.
Ч. А сознание твое где?
..........
Ч: А Вселенная где?
П: Сама в себе.
Ч: А где эта сама в себе?
П: В моем сознании.
Ч: Так что же, Петька, выходит, твое сознание - в твоем сознании?
П.: Выходит так.
Ч: ...В каком оно находится месте?
Я осекся. Да, подумал я, вот куда он клонит. Если я воспользуюсь словом "реальность", он снова сведет все к моим мыслям. А потом спросит, где они находятся. Я скажу, что у меня в голове, и... Гамбит.
Выходит тоже, что и в нас - множество всех множеств включает всю Вселенную, но само выступает ее составляющей (А больше Б, Б принадлежит А, но А принадлежит Б
.