Хочу привести довольно большой отрывок из книги Конрада Лоренца "Так называемое зло", который мне показался важным.
* * *
Согласно этическому учению Канта, внутренняя закономерность человеческого разума - одна и сама по себе - порождает категорический императив, являющийся ответом на "ответственный вопросе к себе... Для Канта самоочевидно, что разумное существо не может желать причинить вред другому, подобному себе... Таким образом Канту само собой понятно и очевидно то, что для этолога нуждается в объяснении: тот факт, что человек не хочет вредить другому. То, что великий философ считает нечто требующее объяснения само собой разумеющимся, вносит, конечно, некоторую непоследовательность в величественный ход его мыслей; но эта непоследовательность делает его учение более приемлемым для тех, кто мыслит биологически. Она создает небольшую брешь, через которую в достойную восхищения систему его умозаключений, в остальном чисто рациональных, проникает чувство, иными словами, инстинктивная мотивация. Кант все-таки не верит, что человека удерживает от действий, к которым его побуждают естественные склонности, чисто рассудочное осознание логического противоречия в принципе его поведения. Совершенно очевидно, что для преобразования чисто рассудочного осознания в императив или запрет необходим некоторый эмоциональный фактор. Если мы мысленно устраним из наших переживаний эмоциональное восприятие ценностей - таких, например, как сравнительная ценность различных ступеней эволюции, - если для нас не будут представлять ценности человек, человеческая жизнь и человечество, то безукоризненно отлаженный аппарат нашего интеллекта будет подобен часовому механизму без пружины. Сам по себе он способен лишь дать нам средство для достижения указанных кем-то целей, но не может ни ставить цели, ни давать нам повеления. Будь мы нигилистами вроде Мефистофеля, считающими, что"лучше б ничего не возникло", то с точки зрения рассудка принцип нашего поведения не содержал бы никакого противоречия, если бы мы мы нажали пусковую кнопку водородной бомбы.
Только ощущение ценности, только чувство присваивает знак "плюс" или "минус" ответу на категорический вопрос к себе и превращает его в императив или запрет. Но и то и другое идет не от разума, а от стремлений, исходящих из тьмы, непроницаемой для нашего сознания. В этих слоях, лишь косвенно доступных человеческому разуму, инстинктивное и усвоенное путем обучения образуют в высшей степени сложную структуру, не только близко родственно такой же структуре у высших животных, но в значительной части попросту ей тождественную. Эти структуры существенно различны лишь там, где у человека в обучение входит культурная традиция. Из этой системы взаимодействий, протекающих почти исключительно в подсознании, возникают побуждения ко всем нашим поступкам, в том числе и к тем, которые сильнее всего подчинены управлению самовопрошающего разума. Отсюда возникают любовь и дружба, вся теплота чувств, чувство прекрасного, стремление к художественному творчеству и научному познанию. Человек, избавленный от всего так называемого "животного", лишенный влечений, исходящих из тьмы, человек как чисто разумное существо был бы отнюдь не ангелом, а скорее его полной противоположностью!
Между тем нетрудно понять, почему утвердилось мнение, будто все хорошее и только хорошее, полезное для человеческого общества, обязано своим существованием морали, а все "эгоистические" мотивы человеческого поведения, несовместимые с требованиями общества, возникаю из "животных" инстинктов. Когда человек задает себе кантовский категорический вопрос: "Могу ли я возвысить принцип моего поведения до уровня естественного закона, или при этом возникло бы нечто противоречащее разуму? - то все формы поведения, в том числе и чисто инстинктивные, оказываются вполне разумными, если они выполняют видосохраняющие функции, ради которых из создали Великие Конструкторы Эволюции. Противоречия с разумом появляются лишь при нарушении функций инстинкта. Задача категорического вопроса - отыскать такие нарушения, задача категорического императива - компенсировать их. Если инстинкты действуют правильно, "как задумано конструкторами", то вопрошание себя не отличит их от разумных мотивов. В этом случае вопрос: "Могу ли я возвысить принцип моего поведения до уровня естественного закона?" получит безусловно положительный ответ, ибо этот принцип сам по себе является таким законом!
[Далее приводится пример: ребенок падает в воду, мужчина прыгает за ним, вытаскивает его, исследует принцип своего поведения, выясняет, что возведенный в закон он не противоречил бы разуму]. "Спаситель может мысленно похлопать себя по плечу и гордиться тем, как разумно и нравственно он поступил. Если бы он в самом деле занимался такими рассуждениями, ребенок давно утонул бы, прежде чем он прыгнул в воду. Но человеку, принадлежащему к нашей западной культуре, будет очень неприятно услышать, что он действовал чисто инстинктивно и что любой павиан в подобной ситуации поступил бы так же".
(Курсив автора)
Конрад Лоренц. Так называемое зло. М.2008. Стр.291 - 293