Уважаемый Павл!
1) Вы сбиваетесь на эмоционально заряженные обвинения и пытаетесь перейти на личностные оценки, не продумав смысл сказанного мной. Помните, что критика должна быть аргументированной. Как я уже упоминал и предупреждал, общение в форуме - это более чем обмен мнениями. Люди проявляют (а если повезет, то и трансформируют) здесь самые разные бытийные качества. Чтобы некоторые из этих качеств не мешали нашему общению, на форуме есть правила, просьба их не нарушать. Не уходите в сторону от основной обсуждаемой темы - Гурджиев и Шах как посланники "Школы".
Мы говорили о конкретном вопросе - откуда взялся хваджаган, который давно переименован в Накшбанди. Если у Вас нет рациональных аргументов в поддержку своего верования, можно эту тему прекратить. Вы можете верить во все, что угодно, это Ваше право. Но не стоит сердиться, если при отсутствии у Вас аргументов другие люди не разделяют Вашу точку зрения.
Загляните в тему здесь . Возможно, Вам станет яснее моя позиция.
2) Относительно мифа. Не имеется в виду, что миф это просто выдумка. Почитайте, например, у А.Лосева "Диалектику мифа" или другие серьезные работы:
"Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел"
"Миф – необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая – категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность".
У Пятигорского:
"У человека есть природа, эта природа есть не высшее и не низшее, это его природа. Здесь реализуются мифологические тенденции, мифологические ситуации, мифологические эпизоды..."
Источник
Уважаемый wayter,
Вполне возможно, что в последних своих постах я допустил некоторые вольности. Со стороны, как говорится, виднее. Но я намеревался не ОБВИНИТЬ, а ПРИВЛЕЧЬ внимание к ряду пунктов.
Извините, если плохо получилось.
Поэтому несколько слов об употребленном термине «зыбкость».
Под «зыбкостью» я подразумеваю состояние, когда становится невозможным опереться только на уже имеющиеся рациональные доводы.
Мне кажется, далеко не всегда удается свести «новую» информацию (не верование) к уже имеющейся в научном обиходе. Поэтому для оценки такой ситуации мне представляется разумным привлечь ЛИЧНЫЙ ОПЫТ (а не мнение!). Личный опыт помогает не навесить очередной ярлычок, или мнение, а решить, заслуживает ли она внимания и стоит ли провести исследование по этой «новой» информации
Поэтому для меня выглядит странным Ваше подчеркнутое стремление ограничивать поиск аргументов исключительно научными работами. Я готов принять такое стремление в качестве первой фазы рассмотрения вопроса. Но Вы же на этом и заканчиваете рассмотрение, или я Вас неправильно понимаю?
Мне казалось, что далее, не найдя аргументов в научной среде или сочтя их неполными – это уже дело вкуса и характера исследователя, необходимо обратиться к работам самих суфийских мастеров. И это было бы логично.
Вернемся к ордену Ходжаган (Хваджаган). Если взять «Путеводитель паломника», изданного в Бухаре в 1905 года (он был в областной бухарской библиотеке им. Ибн Сины), то там есть такой пункт, как обязательное посещение мазаров 7 пиров – Гидждувани-Ревгари-Фагнави-Рамитани (Хваджа Азизан)-баба Эль Самаси-Сайид амир Кулял (Сокхари)-Бахауддин Накшбанд (надо сказать, что и сейчас посещение этих 7 пиров весьма популярно в тех местах). То есть, этих мастеров выделяли в особую цепочку. После Бахауддина Накшбанда, значительно реорганизовавшего внутренние практики ордена, наступает новая фаза активности ордена – она идет резко вширь. Переименование внешней линии ордена происходит в период между Бахауддином и хваджой Ахраром. Одновременно орден разделяется на 3 ветви. Не стоит ли обратить наше внимание на цифры 7 и 3?
В своей книге «Учителя Мудрости» Беннетт пишет о том, что Хваджаган использовал монгольское нашествие для своей работы.
Что мы и видим – линия развития, интервал, переход к новой фазе. Осталось только подчеркнуть, что питающей основой этих ветвей остался Хваджаган (структура в структуре), ушедший теперь, так сказать, в тень, что «позволяет» легко ускользать от внимания ученых мужей и не только от их внимания.
Вы можете назвать эту, кратко очерченную, гипотезу как Вам угодно – верованием, фантазиями и т.п. Но для кого-то она может быть просто «новой» информацией, подталкивающей человека к изучению этого вопроса и исследованиям, могущим привести к встрече с современными мастерами.