Неразбериха с термином воля - препятствие к разумному диалогу. Каждый свой смысл вкладывает. Идеи
Вегнера мы уже обсуждали здесь:
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6953.msg59828#msg59828Если это форум ЧП то было бы разумно использовать смысл, который вкладывал ГИГ. Он использовал термин воля в особом смысле, не в обычном понимании, т.к. "обычная воля" (введем такой термин временно) зависит от желаний машины и является реакцией, зависящей от стимулов. Не говорим же мы, что марионетки обладают волей, т.к. знает о веревочках и кукловоде. По этой логике ГИГ отказывался "обычную волю" волей. Значит искать "истинную волю" (введем временно этот термин, чтобы отличать одну волю от другой) нужно за пределами машины (рисунок в ЧП.ПДУ.глVII):
ГИГ во второй главе ВПЧ говорит о том, что он называет "истинной волей":
"В первом случае, — сказал Гурджиев, — т.е. в случае человека, обладающего только физическим телом, автомат зависит от внешних влияний, а следующие три функции зависят от физического тела и воспринимаемых им внешних влияний. Желание или отвращение, «я хочу», «я не хочу», «мне нравится», «мне не нравится», т.е. функции, занимающие место второго тела, зависят от случайных толчков и влияний. Мышление, которое соответствует функциям третьего тела, представляет собой полностью механический процесс. «Воля» у обыкновенного человека, который представляет собой механизм, отсутствует. Такой человек имеет только желания; и вот большее или меньшее постоянство желаний и стремлений называется сильной или слабой волей.
Во втором случае, т.е. в случае функций четырёх тел, автоматизм физического тела зависит от влияний других тел. Вместо несогласованной и часто противоречивой деятельности разных желаний существует одно-единственное Я, целостное, неделимое, постоянное; имеется индивидуальность, господствующая над физическим телом и его желаниями, способная преодолеть как его инертность, так и сопротивление. Вместо механического процесса мысли существует сознание, существует и воля, т. е. сила, не просто составленная из различных, зачастую противоречивых желаний, принадлежащих разным «я», но
сила, исходящая из сознания и управляемая индивидуальностью, т. е. единым и постоянным Я. Только такую
волю можно назвать «свободной», ибо она не зависит от случая, и её нельзя изменить или направить силой внешнего влияния."
Так что на вопрос "Нуичо?" есть ответ - ГИГ отличал волю робота от воли сознания, ИЯ. И по вполне определенным (редкий случай в ЧП) критериям.