ПРИНЯТИЕ - это, как не крути - ЧУВСТВО.
Получается очередной как бы "парадокс". Чувствам не прикажешь, но чувство Принятия у себя "вызвать" - можно.
на занятиях с учениками ГИГ использовал ( кроме прочих) медитативное упражнение по работе с латифами, ....в отличие от суфийской "версии" этой практики, где названия латиф достаточно "зашифрованы" (дух, тайна, сокровенное и т.д.) у ГИГа основные (5) латиф формально определены как (Желание, Вера, Надежда, Принятие и Любовь) ...
... хочу лишь остановиться на двух моментах, показывающие Направление Работы с Собой:
Возможно, ГИГ имел "основания" так изменить (использовать) практику Работы с Пятью Тонкостями (латаиф-и-хамза), но честно скажу - мне ближе суфизм в этом случае. У меня такое ощущение, что он был вынужден преподавать "высшую математику на пальцах", ну да ладно... Видать, этого требовали "особенности" людей, с которыми он работал.
1. "месторасположение" латиф в теле определено не точно, а весьма приблизительно, т.е. уже изначально практикующему создаются условия, ставящие под сомнение уверенность в правильности собственных действий...
Сомневаюсь.
В суфизме, прежде чем ученику дадут какие-либо упражнения с латаиф - он УЖЕ должен быть в СОСТОЯНИИ различать - когда полагаться на себя, а когда - на наставника.
Твое обоснование кажется мне притянутым "за уши". Хотя, возможно, таково было намерение ГИГа...
Опять же - с необходимостью вытекающее из "способностей" его "учеников".
т.е. человек, выполняющий эту практику, уже изначально работает с вопросом (почти никогда не подозревая об этом) о месторасположении конкретной латифы, вместо получения готового ответа.
Это обоснование уже лучше, на мой взгляд.
Дело в том, что "месторасположение" латаиф в теле - не имеет такого значения, какое имеет ЦЕЛЬ данной практики. Суфизм предполагает целью практики - ПРОБУЖДЕНИЕ того уровня сознания, который может "включать" эти "центры".
Пока данный уровень сознания НЕ очищен и не "активизирован" - знание "места" может принести не только пользу...
2. очерёдность и "значимость" латиф....работа проходит на сосредоточении собственных импульсов в следующем порядке: Желание, Вера, Надежда, Принятие и Любовь....первая начальная и самая "базарная" латифа - Желание подразумевает какие-то действия и движения по отношению к личности, которые личностью могут быть осознаны, как изменения в её жизни или же достижения.....т.е. "я желаю" и далее что-то происходит........иными словами, присутствует импульс Желания и присутствует тот, кто желает...
Может быть, ты сужаешь значение "работать с вопросом" только на "поиск месторасположения"?
"Тот, кто желает" - его как раз и нужно найти.В суфизме первый латаиф обозначен как "калб" (куча разных смысловых оттенков). Желание является атрибутом "нафс", который в качестве некоторого "источника влияний" - может быть условно также обозначен как "центр" (латаиф)...
Вопрос - почему ГИГ сделал "калб" местом работы над ЖЕЛАНИЕМ???
также в Желании нетрудно заметить наличие такого качественного аспекта, как приобретение, обладание, даже отдавание, жертвование т.е. ИЗМЕНЕНИЕ или ДОСТИЖЕНИЕ....
Это - относится к "уровню" Нафс... Работа с Калб (с Желанием, по ГИГу) - это уже "трансформация" Нафс и собственно поиск
Того, кто Желает.
Нафс (иногда переводят как "личность" - очень близко к твоей трактовке
)- полностью вовлечен в следование желаниям... но он не ведает
Того, кто Желает.
Складывается впечатление, что упражнение ГИГа дошло до нас в несколько искаженном или опрощенном виде.
тенденция такова, что чем дальше мы работаем с латифами, т.е. с каждой следующей латифой качество импульса уменьшается и "растворяется", равно как и образ того, кто выражает импульс, или же служит проводником для импульса....
Ты хорошо подметил, что "растворяется" образ
Того, кто Желает... Но после латаиф Калб идет Рух (Дух или Центр Души), потом Сирр (осознанность или Тайна). В этих латаиф - особенно "остро" стоит вопрос "Кто Тот, который..."
последняя латифа - Любовь уже полностью импресональна, и даже не может быть определена через что-то, через какой-то образ....у суфиев есть такое положение, что если у Любви присутствует обьект, то это не истинная Любовь...
Да, но при этом разве исчезает "субъект"
"Субъект" сливается с Абсолютным... логично полагать - именно благодаря "освобождению" от объектов.
Сама по себе субъектность не умаляется, а скорее - "взращивается".
возвращаясь к тенденции, можно сказать, что Желание можно запросто приложить в принципе к чему угодно, а чем глубже латифа, имперсональней импульс, тем глобальным и "неконкретным" должен быть обьект приложения....
Ну да, а Субъектность должна достигать своего совершенства... Прорастая в Глубину, так сказать.
Принятие может быть приложено уже только к ЦЕЛОМУ и не подразумевает (не вызывает) никаких изменений (и как следствие констатаций), т.к. некому и нечего констатировать...
Принятие и Любовь у ГИГа вряд ли могут соответствовать последним латаиф суфиев. То есть Глубокой Тайне и Сокровенной Тайне...
Я думаю, ГИГ имел дело с учениками, которые работали на уровне первых 3-х латаиф. Вера и Надежда - это дополнительные стадии, которые были необходимы его ученикам.
"Изменения и констатации" теряют важность, так как ПРИНЯТИЕ это уровень (латаиф) Духа... то есть 2-й латаиф.
Когда Нафс (личность) очищен (прозрачен) - Дух не нуждается в этих "коловращениях"... Кстати, одна из трактовок Калб - "то, что быстро вращается", то есть меняет направление.
Когда Дух "очистил" Нафс - Сердце "останавливает" свое "вращение". Направление становится "устойчиво"...
Понятие Целого следует приложить к самому практикующему... То есть ученик достигает своей Целостности.
..поэтому я не согласен с тем, что Принятие - это чувство ( у КОГО же оно тогда?), равно как и с тем, что Принятие можно "вызвать" (КТО вызывает?)..
Ну, я не буду утверждать, что Принятие - это чувство. В данном контексте, Принятие - это некое "проявление" Скрытого. Но так или иначе, оно проявляет себя в чувстве. Есть принятие - одно чувство (успокоенности, примИренности [исправил] или еще какое), нет принятия - вагон других чувств. Также можно сказать, что Вера и Надежда - не являются чувствами по своей сути, но они весьма "плотно" завязаны на чувство.
Вопрос "у КОГО же оно?" вообще по-моему не уместен в твоей трактовке.
Это РАБОЧИЙ момент - осознание Того, кто принимает. И это рабочий вопрос у того, кто выполняет это и подобные упражнения.
..как я могу предположить, Принятие - это конечно же не ЧТО, и уже даже не КАК...это ЦЕЛОЕ.........как видно из структуры упражнения ГИГа, Принятие - предпоследняя латифа (перед Любовью), перед тотальным растворением или присутствием, о котором нельзя ничего ни сказать, ни подумать, ни почувствовать...
"Сказать и подумать" - видимо да, нельзя.
Но почему же нельзя ЧУВСТВОВАТЬ
. Присутствие то ведь это НЕ отсутствие Того, Кто...
А тотальное растворение, опять же, относится к растворению ОБРАЗОВ. То есть объектов, а не к "исчезновению" субъекта.
Принятие - последний "осязаемый" предел, это констатация и констатируемое воедино...
Для "осязания" - да!
То есть для мышления, привыкшего оперировать объектами, находящимися в области ЧТО. И даже в "области" КАК.
Но не обязательно, что Чувство перестает "работать" за этим "пределом".
То есть то Чувство, которое вообще выходит за пределы Мышления.