Ропер и Конрадт создали математические модели поведения для «деспотических» и «демократических» моделей в животном мире и пришли к неожиданным выводам. «Демократия» всегда оказывалась более эффективным способом принятия решений – что в краткосрочном, что в долгосрочном плане. При «единоличной» форме решений резко возрастают риски ошибок и впадания в крайности, что создает в конечном счете угрозу сохранности популяции.
У животных существует избирательный ценз. В работе «Принятие групповых решений у животных», опубликованной в Nature, Конрадт и Ропер обобщают наблюдения за разными зоологическими социумами. У горилл решение зависит от мнения большинства взрослых особей, у африканских буйволов все решают взрослые самки, а у гамадрилов, наоборот, все определяют взрослые самцы.
В животном мире есть место и деспотии, когда большинство подчиняется воле лидера, несмотря на индивидуальные предпочтения. Однако математическая модель Конрадт-Ропера показывает, что деспотия выгодна только в небольших группах животных, и то если лидер информирован намного лучше остальных.
Чем больше мнений учитывается, тем точнее результат, правда, скорость принятия решений при этом падает.
Демократия — медленный, но точный инструмент. И это известно даже животным.
http://ethology.ru/library/?id=292
Подводя итоги дискуссии, попытаюсь сформулировать свою позицию.
1) Понятие "демократия" здесь используется весьма условно. Речь, конечно же, не идет о народовластии и демократических процедурах. Слово "демократия" в данном случае - просто ярлык для обозначения некоторых особенностей механизма принятия решений.
2) Мой тезис в том, что эта условная "демократия" характерна не только для некоторых групп животных, но и для большинства современных больших компаний. Эти корпорации потому и эффективны, что используют, так сказать, протестированные эволюцией методы.
Выше я писал об этом:
Такая версия демократии [у животных] не слишком сильно отличается от корпоративного устройства. Это только кажется, что корпорация управляется деспотически. В большинстве крупных корпораций решения принимаются коллективно (топ-менеджерами, как минимум). Руководитель должен отчитываться перед акционерами, независимым советом директоров, государством, а также он зависит от мнения общественности - прессы и потребителей продукции, которую производит корпорация.
3) В чем особенность подобной условной "демократии"?
- Учитывается, насколько это возможно, мнение участников группы, особенно влиятельных (в случае животных это прошедшие избирательный ценз, согласно приведенной выше цитате). Когда учитывается мнение нескольких участников, вероятность серьезной ошибки снижается. Также, для корпорации не безразлично, что ощущают рядовые члены группы - поскольку от их удовлетворенности зависит прибыль.
- Существует обратная связь: за неудачные решения лидер в какой-то момент должен расплачиваться. Есть механизм сменяемости руководства. Глава группы не назначается навечно и не является сакральным представителем Бога на земле, который в принципе не может совершить ошибки.
- Решения принимает лидер и ответственность за них, в конечном итоге, несет он. Только немногие вопросы решаются голосованием. В "условной демократии" сохраняются элементы авторитарности, позволяющие принимать быстрые или непопулярные решения, не прибегая к референдумам. Сочетание "демократических" и "авторитарных" механизмов делает систему достаточно гибкой и способной отвечать на различные вызовы.
Итак, пример организации с "условной демократией" - некоторые стайные животные и корпорации.
Примером социального устройства, где не соблюдаются принципы такой "демократии", является
абсолютизм. Естественная особенность абсолютизма - обожествление власти. Ей придают авторитет "богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение" (там же).
Когда отсутствует механизм обратной связи и возможность сменить некомпетентного лидера, общество подвергается большой опасности.
Видимо, эпоха абсолютистских монархий сменилась эрой капитализма и буржуазной демократии, поскольку капитализм, сочетающий элементы "демократии" и "деспотизма", оказался более адаптированным к реалиям нашего мира. Предположительно, этот факт был отражен в исследовании, математически подтвердившем, что "условно демократическая" модель, когда в принятии решения участвует не только лидер, является более эффективной.