Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: "Нет Я" или "Не Я"  (Прочитано 13469 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #33 : 12 бХЭвпСап 2011, 19:08:17 »
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #32 : 12 бХЭвпСап 2011, 18:26:22 »
смотреть на все традиции разом — не значит валить всё в кучу и в упор не видеть различий там, где они есть.
Несомненно! винегрет - ни в коем случае. Все дело в том, КАК видеть различия. И вот в этом способе
Цитировать
интерпретация в таких делах дорогого стоит.
Тут вы совершенно правы.

Осмелюсь добавить: мистика - это в первую очередь не сумма приемов. Сумма приемов - в последнюю очередь. Единственный действенный инструмент мистика - это он сам. Имхо.
Plot, спасибо, что Вы появляетесь на форуме. Такие дни - праздник. :)
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #31 : 12 бХЭвпСап 2011, 16:34:22 »
Вообще, чтобы что-то говорить о различиях или сходствах между двумя учениями, нужно знать оба достаточно хорошо. Без такого знания делать какие-либо выводы было бы, имхо, некорректно. Поэтому и я воздержусь от каких-либо выводов относительно сходства или различия буддизма и индуизма, тем более что некоторые индуистские учителя говорили прямо-таки буддийские вещи, а индуизм, повторюсь, вещь архиразнородная.
Однако, по поводу позиции буддизма относительно Атмана (в том виде, как его, Атман, понимали в те времена), это — общее место, поэтому счёл возможным об этом сказать.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

fly

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 693
  • Reputation Power: 16
  • fly has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #30 : 12 бХЭвпСап 2011, 16:12:22 »
смотреть на все традиции разом — не значит валить всё в кучу и в упор не видеть различий там, где они есть.
Несомненно! винегрет - ни в коем случае. Все дело в том, КАК видеть различия. И вот в этом способе
Цитировать
интерпретация в таких делах дорогого стоит.
Тут вы совершенно правы.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #29 : 12 бХЭвпСап 2011, 16:04:19 »
Плот, давайте вы не будете отвечать за весь буддизм? Как вы знаете есть буддизм тхеравады, махаяны и ваджраяны. И их взгляды различаются. Так какой конкретно буддизм вы здесь представляете?
Давайте. Я тут не отвечаю за весь буддизм, а только за то, как его учение понял на данный момент я. За буддизм говорить полномочиев не имею. Однако, в вышеприведённом вопросе различные течения буддизма сходятся, насколько я понимаю.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #28 : 12 бХЭвпСап 2011, 16:02:12 »
Я имела в виду, что именно я влезла в разговор на месте Чжуан-цзы. Который даос.
Мне кажется, сегодня (когда мы такие образованные и глобализованные) это естественно - смотреть на все традиции разом. Только если уж смотреть, наверное, ни в одной из них специфически находиться не получится. Превратишься в буквоеда.
Кстати, классические суфии даже и тогда (век 11-й, 12-й) не замыкались в исламе.
Ну, смотреть на все традиции разом — не значит валить всё в кучу и в упор не видеть различий там, где они есть.
Есть адвайтисты (а индуизм — это крайне разнородная во всех смыслах традиция), начиная с Шанкары (которого индуисты обвиняли в том, что он на самом деле тайный буддист), которые в своих выкладках очень близки к буддизму. Но надо заметить, что Шанкара жил более чем через тысячу лет после Гаутамы.
Гаутама же последовательно отвергал учение об Атмане, который в те времена понимался вполне определённо. Делал он это отнюдь не из вредности, а потому, что за этим учением стояло вполне определённое понимание мира и духовная практика, которая вела к тому, что люди в те времена по большей части либо стремились в «рай», либо отождествляли определённые аспекты собственной личности с высшим состоянием, то есть останавливались в развитии, а также поголовно были загипнотизированы пониманием Бога как некоей Сверхличности. И так далее. Последствия весьма далеко идущие на самом деле.
Что он говорил когда отрицал это учение? Он говорил вот что: «не имеет смысла стремиться в рай — райское состояние преходяще, и по сути мало отличается от земного существования. Не надо также заблуждаться относительно того, что такое-то состояние есть познание высшей истины. Есть состояния и выше. И не надо фантазировать о Боге и уподоблять его себе.» Примерно так.
Между состояниями мистиков в различных традициях, между их стоянками, если угодно, можно найти определённые соответствия. Однако, сами учения зачастую имеют весьма фундаментальные различия, которые ведут к фундаментальным же различиям в интерпретации опыта, а интерпретация в таких делах дорогого стоит.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #27 : 12 бХЭвпСап 2011, 15:59:40 »
Плот, давайте вы не будете отвечать за весь буддизм? Как вы знаете есть буддизм тхеравады, махаяны и ваджраяны. И их взгляды различаются. Так какой конкретно буддизм вы здесь представляете?

fly

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 693
  • Reputation Power: 16
  • fly has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #26 : 12 бХЭвпСап 2011, 15:36:58 »
Я имела в виду, что именно я влезла в разговор на месте Чжуан-цзы. Который даос.
Мне кажется, сегодня (когда мы такие образованные и глобализованные) это естественно - смотреть на все традиции разом. Только если уж смотреть, наверное, ни в одной из них специфически находиться не получится. Превратишься в буквоеда.
Кстати, классические суфии даже и тогда (век 11-й, 12-й) не замыкались в исламе.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #25 : 12 бХЭвпСап 2011, 15:18:32 »
Начинали мы с буддизма (см. первый пост). А Чжуан Цзы - даос. Специфически. Ну, не важно. :)
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

fly

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 693
  • Reputation Power: 16
  • fly has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #24 : 12 бХЭвпСап 2011, 15:13:09 »
То есть вам все-таки дорог именно и специфически буддизм. Тогда вы меня извините, то это без меня.
Начинали-то мы с Чжуан-цзы...

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #23 : 12 бХЭвпСап 2011, 15:08:37 »
«Атман» же вообще говоря переводится как самость, я, сущность, дух.
Чем это, кстати, отличается от возвратного местоимения?
О чём и речь.
...
А Атман - да, согласно буддийскому учению таки преходящ.
...
Кстати, точности ради, наше обыденное понятие «я», строго говоря, применимо только к классу дхарм, называемым «самскары» - это только одна из скандх. Есть ещё куча психических элементов, из которых состоит индивидуальность, личность. При этом с Soi-Атманом соотносится скандха, называемая «виджняной» - это чистое индивидуальное сознание.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

fly

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 693
  • Reputation Power: 16
  • fly has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #22 : 12 бХЭвпСап 2011, 15:01:48 »
Кстати, где кроме Генона (который, честно сказать, тот ещё толкователь Веданты), сказано о том, что Soi не есть Атман в воззрениях древних индийцев?
Ой-ой-ой. Я такого про Генона не говорила. (а тот он толкователь или нет - это мы будем прямо сейчас обсуждать?)
Мне бы не хотелось заниматься ответами Чемберлену. Если искать различия в терминах и традициях, то это караул. Я предпочитаю заниматься тем, как оно есть на самом деле (что может быть только единственным образом). И для этого пытаюсь пользоваться разными традициями.
Суть вашего ответа я не поняла. Да и многих слов тоже. В одном месте
Цитировать
«Атман» же вообще говоря переводится как самость, я, сущность, дух.
Чем это, кстати, отличается от возвратного местоимения?. В другом месте
Цитировать
говорить об Атмане не имеет смысла. Вот, кстати, уж если что и можно было бы назвать духом, то это - «Soi»
   И далее  -
Цитировать
он (дух) не вечен, а преходящ точно так же как и все остальные феномены.
Что бы это все значило? Атман преходящ?
Если вы приверженец именно буддизма и вам важны его границы, то спорить с вами я не готова. Да и вообще, неинтересно об границах.
 

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #21 : 12 бХЭвпСап 2011, 14:46:19 »
Этот подход имеет право на существование. Но рассмотрим буддийский ответ Чемберлену:
Гаутама избегал ответа на этот вопрос, как уже было сказано, скорее потому, что, с точки зрения буддийского учения, использование понятия «я» в над-личностной области вообще не имеет смысла и лишь сбивает с толку. Любой ответ относительно «я» в этом случае будет ложным. Сказать - «да, атман есть» - не верно (да Вы и сами об этом упомянули), потому что ничего такого нет в каком бы то ни было смысле. Сказать «атмана нет» - тоже не верно, потому что в ответ на такое утверждение наше «я» рисует некую заведомо ложную картину.
То, что Генон назвал «Soi» - это, в буддийской философии, всё ещё одна из скандх, то есть часть того потока психических феноменов, что зовётся «я». Дхарма осознавания наличия дхарм.
Если “Soi” наблюдает, то где оно, если наблюдения нет — если Чжуан Цзы или бабочка не осознаёт своего существования? Не говорю уже о том, что в первом случае осознавание будет другим, чем во втором, это будет другое осознавание, тогда что же их связывает - Чжуан Цзы и бабочку? Некий общий поток феноменов, некая основа, но основа эта, повторюсь, по буддизму является одной из скандх. Есть базовые "личностные" дхармы, из которых, по буддизму, разворачивается новая личность в новом рождении.
«Атман» же вообще говоря переводится как самость, я, сущность, дух. Все эти определения неприменимы к тому, о чём мы говорим. Поэтому говорить об Атмане не имеет смысла. Вот, кстати, уж если что и можно было бы назвать духом, то это - «Soi». Однако, согласно буддийскому учению, он не вечен, а преходящ точно так же как и все остальные феномены.
Однако, часто здесь делают ошибку, говоря, что если он преходящ, то буддисты стремятся к небытию. Это небытие — примерно настолько же небытие, насколько таковым является суфийская фана.
Кстати, где кроме Генона (который, честно сказать, тот ещё толкователь Веданты), сказано о том, что Soi не есть Атман в воззрениях древних индийцев?
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

fly

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 693
  • Reputation Power: 16
  • fly has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #20 : 12 бХЭвпСап 2011, 13:54:58 »
Есть отличный подход к этому вопросу. Упанишады. Две птицы сидят на одной ветке, одна ест плоды, а другая только смотрит, но не ест. Или Бхагавадгита. Арджуна (светлый) участвует в битве, а его колесницей в это время правит Кришна (черный). Кришна в битве не участвует, но дает наставления.
Рене Генон, объясняя Веданту, называет такую двойственность индивидуальностью и Личностью (но сами термины, наверное, тут не очень важны). И то, и другое относится к Я, одно "я-маленькое" (moi по-французски), другое Я-большое (Soi). Нельзя сказать, что Soi и есть Атман, ибо Атман вообще не есть. Но ведь само санскритское слово атман суть тоже просто возвратное местоимение, что и soi.
Разграничить moi и Soi вроде не так трудно. А вот где граница между Soi  и Атманом? Я думаю, что все потому и молчат (в смысле Гаутама, китайцы и прочие), что этой границы как именно границы уже нет. Ибо Атман есть корень Soi. И это невыразимо.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: "Нет Я" или "Не Я"
« Ответ #19 : 12 бХЭвпСап 2011, 13:19:00 »
Если подробнее: местоимение «я» подразумевает некую личностность, не так ли? Она чётко разграничивает: есть «я», а есть «не-я», имеет определённые атрибуты и личностные свойства. Таким образом, можно сказать, что у бабочки есть «я», у Чжуан Цзы есть «я» (оба они — персонажи сновидения, заметим), но применимо ли это понятие к ТОМУ САМОМУ? И какое понятие к нему применимо? Определённо можно сказать, что применимо к нему понятие сознание. Однако, сознание и «я» - не одно и то же.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100