Высказываются предположения, что Библия, как ни парадоксально, подтолкнула Запад в сторону секуляризации.
Эта идея важна также и с точки зрения обсуждавшихся идей традиционализма. Сегодняшнее десакрализованное, как кажется традиционалистам, состояние общества - не обязательно отклонение от первоначального "верного курса". Семена, которые взошли в Новое время, были посеяны в ту отдаленную эпоху, когда существовало только традиционное общество. Основание для науки возникло тогда, когда перестали обожествляться явления природы.
Возникает параллель с историей грехопадения. Изгнание из Рая не случайность, а необходимость, часть Замысла (так эта история
понимается в суфизме, напр.). То же можно сказать и о историческом процессе вообще: у его истоков - религия откровения, но процесс этот неизбежно ведет к секуляризации.
* * *
Х. Кокс
Мирской град: секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте
Глава 1. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
Секуляризация — это освобождение человека от опеки религиозных и метафизических систем, смена его интересов: он отворачивается от иных миров и обращается к этому миру. Но как началась эта эмансипация? Каковы ее источники?
Секуляризация, как однажды заметил немецкий теолог Фридрих Гогартен, — закономерное следствие действия библейской веры на мировую историю1. Поэтому не случайно, что в первую очередь процесс секуляризации начался в странах так называемого христианского Запада, там, где влияние библейских религий на историю оказалось наиболее заметным. Развитие естественных наук, демократических политических институтов, культурного плюрализма — все те достижения, которые мы обычно связываем с западной цивилизацией, — едва ли можно понять без учета того первого импульса, которым послужила Библия. Хотя люди уже давно не осознают этой связи, она все еще существует. Культурные влияния продолжают действовать еще долго после того, как бывают забыты их источники.
<...>
В библейской вере мы находим три важнейших события, каждое из которых положило начало одному из направлений секуляризации. Так, с Сотворения мира началось расколдовывание природы, с Исхода — десакрализация политической власти, с Синайского союза (и особенно с запрета поклоняться идолам) — возникновение светской системы ценностей.
<...>
Рассказ о Сотворении мира в книге Бытия — это своего рода атеистическая пропаганда. Его цель — объяснить евреям, что магические представления о природе как о некой полубожественной силе на самом деле ни на чем не основаны.
Источник