Доктрина и практика зороастризма претерпели за его долгую историю значительные изменения. Существует З. начального периода, о котором известно не так много. Но ясно, Заратустра - реформатор существующей религии и проповедует нечто, близкое к монотеизму. Никаких огнепоклонников среди его последователей, насколько можно понять, не было. Появление храмов, посвященных огню - более позднее явление.
"Однако учение Заратуштры представляло довольно сложное отвлечённое построение и вряд ли смогло бы быть воспринято в таком виде вчерашними язычниками, привыкшими к почитанию дэвов с кровавыми жертвоприношениями и возлияниями хаомы". "...любая религия, выходя за пределы той общины, где она возникла, должна видоизменяться соответственно укоренившимся верованиям новых адептов. Так было с христианством в Европе, впоследствии с исламом в зороастрийском Иране".
ИсточникНовая религия вбрала в себя идеи, которых не было в первоначальном учении и вернулась в чем-то к прежним учениям. Например:
"Заратуштре, ставшему уже мифическим собеседником Ахура-Мазды и богов, тому самому Заратуштре, который, как мы видели, так энергично и недвусмысленно высказывался по поводу хаомы, приписывается и беседа с обожествленным Хаомой".
ИсточникИнституциализированный зороастризм сильно отличался от учения Зороастра.
См. об этом
здесь The Good Religion and the Institutionalized
Zoroastrianism
The Institutionalized Zoroastrianism, on the other hand, has an established hereditary priestly class with intricate rituals. It has its fire-temples of different grades - Появились храмы, посвященные огню.Жрецы старых культов wanted to save and perpetuate their leading profession. They very cleverly reintroduced many old beliefs and rituals, and reinstated many gods and animated more from Gathic conceptions and thus created a large pantheon of deities under the godhead of Ahura Mazda. То есть жрецы старых религий налили старое вино в новые мехи. Появились почитаемые божества и множество суеверий. И, конечно, религиозное почитание огня.
Поклонение божеству огня - Атару и разработанный культ огня в значительной степени соответствует словарному определению огнепоклонничества.
ОГНЕПОКЛОННИЧЕСТВО — и ОГНЕПОКЛОНСТВО, огнепоклонничества, мн. нет, ср. Культ огня, религиозное почитание огня у примитивных народов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.
И, наконец, есть современный З., политически корректная и стерилизованная версия исторического З. Это преимущественно строгий монотеизм, что более соответствует духу эпохи, чем подозрительные языческие воззрения. Тут нет никакого огнепоклонничества, и применение этого термина к современному з. в большинстве случае будет неверным. Не будем этого делать.