Успенский говорил о двух возможных вариантах побуждающей силы для человека в этой работе.
1. Это осознание собственной механичности, ощущение глубочайшего ужаса или отчаяния от невозможности изменить ее, или избавиться от нее. Это сила, если бы я мог изобразить ее графически, может быть направлена в любую сторону. Например, она часто может быть и бывает причиной пьянство или наркозависимости, когда человек, осознающий свою ситуацию, но не имеющий возможности, силы, или условий, изменить ее, будет пытаться забыться, одурманивая себя алкоголем или наркотиками. Такая силы, тем не менее, хороша, сильна и эффективна, но требует дисциплины, помощи, и подходящих внешних условий. Это как два магнита с одноименными полюсами - они отталкиваются, но невозможно предсказать куда будет направлено движение.
2. Это искреннее желание пробудится, тяга к высокому состоянию. Это когда не только знаешь то, от чего хочешь убежать, но хорошо знаешь то место, куда хочешь попасть. Когда сон становится временным состоянием, а пробуждение более постоянным и знакомым, более естественным, и привычным, так сказать"нормой жизни". Если сравнить с магнитами, то это силы между разноименными полюсами магнитов. В каком бы положении мы их не устанавливали, они будут стремится только к друг к другу, только в одном направлении. В этом случае, становится работа гораздо более простой, более понятной и требует гораздо меньше внешних условий или помощи.
Понятно, что между действием этих двух сил нет строгой границы, строго разделения. В каждый момент времени работают обе из них, в разных пропорциях. Вероятно, что 123 говорил о ситуации, когда вторая сила превалирует, и при этом нет необходимости напоминать себе, или возвращаться снова к мыслям об "ужас-ситуации".
Говоря о том, что "механичность мешает", невозможно не рассматривать ту часть в нас, которой она мешает, потому что здесь могут быть разные варианты ситуаций. Например, если у человека есть сильное тщеславие, и желание быть успешным в той или иной области, но его механичность не позволяет ему этого добиться, то он тоже будет испытывать чувство неудовлетворения от своей механичности, она будет мешать ему. Но мешать не быть сознательным, а мешать только достичь того, что хочет тщеславие. Вот поэтому, я думаю, что 123 писал, что самое первое - это разобраться в том, кому или чему мешает механичность, и ведет ли это чувство помехи в правильном направлении - к более высокому сознанию.