Если вопрос ко мне - то на основе анализа множества исторических и антропологических источников, видимо. Цитата не моя, написано это человеком вполне компетентным в этих вопросах, поэтому могу предположить. То, что вИдение себя древнего человека названо "шизофреничным", не означает диагноза. Это лишь описание или характеристика картины, которая предстаёт при чтении и анализе исторических источников. Тут ещё нужно понять одну вещь: наше современное состояние сознания было бы ошибочным считать "нормальным" или "правильным", а то, древнее - патологическим. Нормальность состояния сознания измеряется, в конечном итоге, лишь тем, насколько эффективен человек в деле выживания - как личного, так и общественного.
Читал как-то что у психиатров критериев психической дисфункции всего два:
1. Если человек не может адекватно функционировать в обществе (не социализирован в должной мере)
2. Если у человека имеются беспокоящие (его самого или окружающих) симптомы типа галлюцинаций, бреда и прочего.
Так вот в данном случае речи о психической дисфункции нет. Поскольку подобное состояние сознания древнего человека не препятствовало его социализации (потому что все или многие были пребывали в этом состоянии), и, кроме того, симптомы эти, если они и были в современном смысле (что тоже не факт, ведь речь идёт скорее о том, что древний человек как голос воспринимал то, что мы воспринимаем как собственную мысль), древним человеком не воспринимались как болезненный фактор.
Хотелось бы наконец ещё раз подчеркнуть тезис о том, что скорее всего речь идёт именно об условной шизофреничности, поскольку разница между сферическим древним человеком и сферическим современным состоит скорее в том, что современный человек имеет иную степень развития различных частей психики (рассудок например), а также, видимо, принципиально иную картину самоотождествления. То есть если для современного человека вербальная мысль это часть "я", то для древнего человека, вполне может быть, она таковой не являлась.