Вопрос от Подайложку (про идею Л. Гинзбург) был всего лишь "кстати". Поэтому я сочла возможным на него не отвечать (чтобы не уводить фокус внимания от Ницше, который в нашем разговоре с Подайложку явно основной).
Надеюсь, сам Подайложку ответит именно про поэзию и Ницше.
Выдавание желаемого за действительное, о чём вы и обмолвились, употребив слово
"надеюсь". Подайложку вас прямо спросил об
идее Л. Г., попросив вас сделать это в одном предложении, потому что вы, Флай (только без обид), злоупотребляете многословием
в ущерб смыслу.
Но про идею Лидии Яковлевны я тоже могу высказаться. Ее идея была та, которую оценил и автор темы, и Мустафа. И это действительно хорошая идея - про то, что недостаток средств для жизни повышает осознанность.
"Осознанность" к чему, Флай? К экономии денег? Так у богатых тоже наличествует подобное отождествление (sic!) с деньгами, только вектор обратный - не экономия, а их приумножение.
Ну, а у автора темы и Мустафы (из чувства солидарности с ним),
на мой взгляд, произошло отождествление с бедностью как осознанностью: дервиш обязан быть бедным и должен быть осознанным, а раз так, то эти два понятия получаются взаимосвязанными, о чём свидетельствует и название темы - "Бедность как осознанность", и в чём они попытались нас убедить.
Только вообще-то так не всегда происходит, недостаток может повысить осознанность, а может и вызвать бешеную страсть к экспроприации, то есть к выпрыгиванию из ситуации недостатка.
Ну так об чём и речь! Бедность - ещё не гарантия осознанности. Да ещё и при наличии отождествления. Осознанность не зависит от статуса человека: бедного или богатого, художника или не художника.
Правда, осознанность бедняка не слишком похожа на художника (если вообще похожа). Художнику - как таковому - внимательность и осознанность повышает талант, который почти принудительно заставляет его смотреть (и заниматься) не ВСЕМИ вещами в мире, а вполне определенными. На этот счет очень показательны примеры вроде Чайковского, который физически не мог жить без музыки.
Художник тоже отождествлён - к деталям жизни: увидеть то, что не видят другие (или под другим ракурсом), и передать это в своём произведении искусства. И здесь опять отождествление. Хотя Л. Г. настаивает (?), что "он (бедняк или художник) лишён автоматических жестов". Помнить про подмётки сапог, билет в трамвае и марку на конверте - это отождествление с этими предметами, а не осознанность. Здесь, на мой взгляд, как раз налицо обратный процесс: автоматизм (механичность) по отношению к этим вещам (отождествление).
Если Гинзбург сблизила внимательность бедняка и внимательность художника, то вероятно, у нее были на то причины (ведь она сама была художником).
Это вы правильно подметили: у кого чего болит, тот о том и говорит.
Видимо, ее внутреннее само-ощущение как художника было похоже на ощущение бедности, недостаточности (чего-то). Это тоже интересно - и несомненно важно, - потому что проявляет особенность эпохи, в которой жила Гинзбург (и/или культуры). Ну и, конечно же, помогает глубже понять творчество самой Лидии Яковлевны.
Ну вот! Она была художником, познавшим бедность... И вот готов "красивый образ" в соединении бедности и искусства художника. На самом деле, бедность (особенно крайняя) - это страшное явление. Но под углом взгляда "художника" вроде как и не так страшна. Замыливание осознанного взгляда на бедность.
Но вот превращать ее наблюдение в афоризм и подавать как ВСЕГДА истинное, - это уж точно глупо. Вы, Неонилла, справедливо заметили про вырывание из контекста (только кто-то уж очень любит афористику, и кто бы это такой был?)
Афоризмы хороши своей
завершённостью мысли и
сохранением контекста внутри самого афоризма. А взять отдельную фразу из большого произведения и использовать её как афоризм - это действительно глупости.