1Я уже говорил, что "помнить себя" - это не какой-то небывалый термин, придуманный Гурджиевым, а обычное выражение русского языка, только несколько устарелое. Вам это понятно, или нужны разъяснения и подтверждения?
«...надо помнить себя. Т.е. не улетать в мыслях в ту или иную сторону, а четко осознавать кто ты, где ты и что делаешь». 2Это пишет не Гурджиев Успенскому, а боец спецназа бойцам спецназа. Я слышал от психолога, что, по данным исследований, легче других (сравнительно) условия концлагерей переносили аристократы. 3У графа было четкое понимание: чтобы с ним ни делали, он все равно остается графом, этого у него не отнять. Он помнил себя. 4Можно помнить себя мистически, помнить себя как душу или сверхтелесное сознание. Можно помнить себя как сущность (хотя и сущность можно понять мистически или рационально). Можно просто помнить "я есть". Видите, как много самовспоминаний.
5Нельзя сказать, что один вариант самовспоминания лучше, «истиннее» другого, но важнее практически тот, который помогает избегать ошибок на пути к цели, отклонений от нее.
1 Да, что-то такое говорили, и вы считаете это "стало" аргументом? Мне, например, представляется, что все учение "учение" Гурджиева проникнуто специфическими терминами.. (которые Успенский "разжевывает, со своей колокольни" в работе "ЧП- вопросы и ответы") Как вам такой аргумент?;
2 Также, спорный аргумент, так говорил Вадим, если не ошибаюсь(?);
3 Про графа, с хорошей адаптацией согласен с зейтаном: что граф был обучен самовспоминанию??
4 Все варианты похожи, нмв, на: "можно воображать себя как.." ;
5 Здесь я могу только пошутить: "Выбери свое самовспоминание - можно как душу, можно как есмь, можно как пачку, .."
1. Стало быть, нужны разъяснения. Нате. Когда Гурджиев говорил с Успенским о самовспоминании, он этот термин не разъяснял, а употреблял как любое другое слово. Очевидно, он имел в виду, что собеседнику оно понятно. В той же мере, как и любое слово того языка, на котором мы говорим. Или вы вообще сомневаетесь, что выражение "помнить себя" существовало в русском языке до Гурджиева?
2. Что спорный аргумент? То, что спецназовец, едва ли читавший Гурджиева, употребил выражение "помнить себя" - как раз лишний аргумент в пользу того, о чем я говорил пунктом выше. А насчет графа - это скорее иллюстрация к моим словам, чем аргумент.
3. Графа не обучали самовспоминанию. Еще раз прочитайте то, что я написал в пункте первом. Разве возможно, что слово есть (всегда было в русском языке), а самовспоминания нет (не было)? Оно было, и граф помнил себя - помнил себя графом, и это был не просто ярлык. Этот титул определял его позицию в отношениях с миром и людьми, его кодекс чести, его мироощущение и реальное поведение. Тем более, что он носил его (титул) по праву. Я вот не граф, и это объективно.
4. Похоже! Очень похоже! Я и говорю, что надежнее всего такое самовспоминание, при котором не нужно воображать ничего сомнительного и спорного. На практике, я стараюсь помнить
себя сидящего за компом, или
себя выходящего из дома и так далее.
5. Значит, возражений у вас нет. Хорошо, я могу только вежливо улыбнуться вашей шутке.