Человек волен верить во все, что ему заблагорассудится, и наука тут не указ. Проблемы начинаются, когда верующий человек вместо того, чтобы верить, начинает искать рациональные подтверждения своим верованиям. Но буквально истолкованные истории из Библии или других Писаний никак не желают укладываться в рациональные или, тем более, научные рамки. Что же делать такому верующему? Отрицать очевидные факты и обвинять ученых в неведении.
Слишком часто аргументация носит такой характер: раз наука не может это объяснить, значит это Божьих рук дело. Но это "бог пробелов" в наших знаниях, а пробелов все меньше, значит, и места для такого бога тоже все меньше. И этот бог совсем не похож на Бога мистиков.
Да, ученые порой ошибаются. Да, в теории эволюции есть относительно слабые места. Но при всем при этом ее никак нельзя ставить в один ряд с креационизмом – просто нет никакого сравнения. Креационизм вряд ли может претендовать на научность - в него нужно, скорее, верить.
Но суть даже не в этом. Существенно то, что в теории эволюции нет ничего противоречащего духовно-мистическому взгляду на мир. Из первичной косной материи некая творческая Сила создала живое, соовершенствовала его и, в конце концов, породила человека. И дело идет к тому, что сам мир преобразовывается в соответствии с образом человека, содержащим отблеск этой творческой силы. Что здесь унизительного для религии, человека или Творца?
А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем свой подъем.
Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным - тайна тайн в чередованье том!
И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла, - о, как непрочен он!
Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.
Дж. Руми