И тот же Успенский отмечал что Гурджиев был превосходным лектором, а также отличался очень четким и обстоятельным языком.
А вы до конца дочитали "Беседы Вельзевула со своим внуком" ?
Да простят мне некоторую нескромность... Два раза прочитал до конца, читаю третий...
Почему у машины не может быть понимания?
А вот такая штука как интуиция - не принадлежит механизмам, потому как ее природа лежит за пределами нашей машины.
Попробуйте-ка дать для начала определение интуиции. Ведь если вы мало о ней знаете, то вам трудно будет кого-то убедить, что вы можете судить о ее связи с машиной.
Если дадите определение, то следующим шагом попробуйте доказать, что "ее природа лежит за пределами нашей машины". Скорее всего, для любого определения или примера можно будет подобрать пример, когда именно это нарушается при том или ином поражении головного мозга. Могу даже предположить, что функции, соответствующие вашему определению, скорее всего будут нарушаться при поражении зоны на стыке височной, теменной и затылочной долей, особенно правого полушария, либо при поражении префронтальной зоны - самой передней части лобной доли.
Я думаю, ГИГ имел ввиду не лингвистическое понимание, говорямашина, понимающая, что она машина - уже не совсем машина...
Тут с вами согласен, хотя к предмету обсуждения это не имеет большого отношения. У человека есть правое полушарие мозга (представьте себе, целая половина мозга - да еще "в нагрузку" стволовые структуры), которое мало связано с речью.
Когда же с нами случается интуиция или видение, относительно нашей структуры... то это всегда внезапный квантовый скачок откуда то из другого места, которое уже не является машиной и которое к нам как личности не принадлежит.
К личности оно может быть и не принадлежит, но откуда вы знаете, что оно не связано с машиной? Вы настолько хорошо знаете машину? Можете ли вы описать, как машина порождает ваши автоматические ассоциации?
Условно назовем это пространство "сверхсознанием". Оно же является источником развития и в науке.
Может, является, а может, источником развития в науке является что-нибудь другое, например, просто комбинация ассоциаций на заданную тему. Пока вижу только гипотезу без доказательства.
Доступность к этому пространству позволяет заглянуть за пределы машины и позволяет УВИДЕТЬ различие "Я" и "машины".
У машины может быть достаточно материала для ассоциаций для того, чтобы увидеть в себе разные уровни.
Скажем, она может узнать, что некоторые части в ней - нервная система, предположим, - более "разумны" чем другие (например, желудок). И эти более "разумные" или "сознательные" части выполняют регулирующую функцию по отношению к менее "разумным".
Она также может отметить, что у нее есть состояния менее "разумные" или "сознательные" (например, ночной сон), и более "разумные" или "сознательные" (более-менее активное бодрствование).
Более того, все та же машина может заметить, что в некоторые моменты "сознательность" состояния достигает такой степени, что эти моменты так же относятся к ее обыденному бодрствующему состоянию, как это бодрствующее состояние - ко сну. Этот контраст так велик, что она может предположить, что в этот момент она перестает быть машиной - и в каком-то смысле это действительно так, т.к. в этот момент она воспринимает те вещи, которых не воспринимала прежде, и потому является несколько иной машиной.
Но то же самое происходило, когда она просыпалась после ночного сна - она понимала, что ее сновидения - всего лишь иллюзии...
Попробуйте-ка объяснить почему машина НЕ может стать понимающим и осознанным существом.
Мне показалось, что я косвенно сейчас ответил на этот вопрос.
Извините, конечно, но на мой взгляд, вы даже не попытались этого сделать.
Если вы будете считать осознанность абсолютным качеством, которое либо есть, либо его нет, будут большие проблемы в том, чтобы понять, как осознанность связана с материальностью, а также в том, чтобы объяснить разные уровни осознанности, которые несомненно существуют.
Не думаю, что эта проблема будет иметь место, если мы введем понятие "энергии".
Итак, предположим, есть некоторые более сознательные энергии, из которых и состоит наше "Я". Заметьте, вы предложили различать эти энергии именно по степени осознанности - ведь наше физическое тело тоже состоит из энергий - известных физике и относящихся к машине.
Но куда же девается наше "Я" в состоянии сна - как обычного "ночного", так и в состоянии отождествления? Ведь качество энергий, из которых оно состоит - это качество осознанности, и не должно зависеть от машины (по-вашему). Машине захотелось спать - и это "Я" исчезло.
А может его и не было? Ведь если бы эти энергии сохранились, когда машине захотелось спать, то они должны были продолжать осознавать где-нибудь в другом месте, а если этого не происходит, значит, у нас нет такого постоянного "Я" и наличие или отсутствие этих энергий в нас зависит от состояния машины.