Миллионы буддистов верили и верят, что никакой души нет, например.
Заметьте, я говорю о Традиции, а не о религиях.
Вера в те или иные представления может быть требованием какой-либо религии, как и требованием например "научного мировоззрения", но при чем здесь Традиция?
<...>
Я говорю о духовной Традиции. Которая естественно - Едина, поскольку едина природа духа.
Обычно сравнивают религию и внутреннее учение религии.
Например, говорят, что каббала - внутренняя традиция иудаизма, суфизм - ислама. Вы эту традицию имеете в виду?
Здесь есть сходство в подходе, но есть различие в точке зрения.
Когда говорят "внутрення традиция" - это нужно понимать аккуратно. Более правильным говорить "внутренне учение", как вы и сказали в отношении буддизма.
В контексте нашей дискуссии правильно будет очень точно различать слова эти понятия.
"Внутреннее учение" религии - это описание Традиции на языке данной религии.
С точки зрения самой Традиции подлинное содержание этих "внутренних учений" (каббалы, суфизма и т.д.) - Одно.
Не хотите ли Вы сказать, что внутреннее учение буддизма, который Вы признаете религией, утверждает существование души?
Хороший вопрос.
Как мы выяснили выше, "внутреннее учение" зависит от принятого "языка описания" и соответственно от "официальной доктрины". Когда принцип Анатамана стал одной из доктрин буддизма, поверхностное значение этого принципа стало -
отсутствие индивидуальной души.
Конечно же, "внутренне учение" сохранило исходное понимание принципа Анатмана, который был в свое время "техническим" средством преодоления перекосов, сложившихся в "картине мира". То есть, как и большинство принципов Традиции, это было средством преодоления предрассудков.
Традиция, к которой Вы себя относите, к буддизму отношения не имеет. Мысль понята.
Я бы выразился иначе. Буддизм, в лице своего внутреннего учения конечно же имеет прямое отношение к Традиции.
Вот так следует понимать эту мысль.
Не очень понятно, что подразумевается под единой Традицией.
Если бы это было понятным всем и каждому, нам не пришлось бы столько времени это обсуждать.
Это чем-то напоминает проблему "единого поля" (суперообъединения 4-х типов взаимодействия) в науке. Только на порядок сложнее.
Можно примеры? Гурджиев? Его взгляды в чем-то отличаются от взглядов других представителей Традиции.
Вот хороший пример единства принципов. Вышеупомянутая концепция Анатмана в буддизме Гурджиевым выражена через концепцию "сущность/личность" (с дополнительным принципом множественности "я", состовляющих "личность").
Даже если считать, что Традиция, по большому счету и в теории, едина, на практике возможны большие разногласия среди ее носителей.
Среди носителей Традиции конечно возможны разногласия, но это разногласия между способами выражения, которые зависят от "языка описания". То есть даже не разногласия, а разночтения.
Особенно в таких сложных вопросах, как существование души.
Да, к таким случаям хорошо подходит одна история:
К Гаутаме Шакьямуни пришел один человек (видно было, что серьезно озабоченный вопрос духовного поиска) и спросил, - Есть ли душа?
- Нет!, - ответил тот.
Пришел другой, с тем же вопросом.
Будда ответил: - Есть.
На вопрос третьего Будда ответил, что человек не имеет души, но может создать её путем внутренней духовной работы.
Присутствующим ученикам (некоторые из которых были в недоумении) Гаутама объяснил, что у этих людей были разные потребности, и он отвечал в соответствии с этими потребностями.
В соответствии с сегодняшними потребностями Традиция формулирует ответ на вопрос о душе так. Душа есть. Душа есть у каждого. И у каждого свои собственные трудности на пути к тому, чтобы реализовать все способности Души. Кроме индивидуальных помех, есть также помехи общие. Научная картина мира сегодня одна из таких помех.
Причем опять же под научной картиной нужно понимать не мировоззрение передового отряда ученых (современная квантовая физика, на которой основываются биофизика, радиология и др.- особой помехой не является), а те стереотипы, которые в сознании людей обозначены как "научное мировоззрение".