В том, что одно удовольствие противоречит другому.
Удовольствие versus удовольствие?! Нет тут никакого противоречия. Просто меняется интенсивность влечения к тому или иному удовольствию, на одном и том же полюсе удовольствий.
Либо ты получаешь одно удовольствие, либо другое.
А можно довольствоваться и обоими (или несколькими), не обедняя себя.
И если другое, то в рамках первого ты получаешь неудовольствие.
Мне непонятна Ваша логика. Каким образом одно перечёркивает другое?
Два "маятника", противоречащих друг другу.
Маятник один. Просто на полюсе удовольствия не одно удовольствие, а несколько. Вам ведь в жизни не одна какая-то вещь (в широком смысле) может нравиться, а несколько?
Не согласен, что это стремление является априорным и всегда действующим мотиватором.
Вы разорвали мою фразу "стремление к
приятному" на части, выхватив слово "стремление" и отбросив значимое слово "приятное".
Либо надо расширять понятие удовольствие до невменяемых пределов.
Нет предела, на мой взгляд, в плане удовольствий, как то и страданий.
Возьмём эмпатию. Где здесь стремление к удовольствию или бегство от боли?
Я понимаю эмпатию как сопереживание. Но сопереживание может быть разным. У животных всё проще:
"обезьяна, которая содрогается при виде мучений другой обезьяны" сопереживает ей в страхе оказаться на её месте (инстинкт самосохранения). У обезьяны, видящей, как другая ест банан, начинается слюноотделение (вспомнился эксперимент физиолога Павлова на собаках) в предвкушении еды (удовольствия). У людей всё гораздо сложнее: чужая радость может вызывать, наоборот, боль, а чужие страдания могут вызывать удовольствие.
Ещё раз: испытывать эмпатию противоречит инстинкту избегания боли.
Смотря, чему Вы в данный момент эмпатируете/сопереживаете (см. выше)
Когнитивный инстинкт противоречит ему же.
Не всегда. Когнитивный
инстинкт (!) может вызывать боль при смешивании его с чем-то другим (есть даже такое выражение "смешанные чувства"). А то, другое, может по-разному окрашивать (+/-) и сам инстинкт.
Второй полюс эмпатия-альтруизм-когнитивность-эрос противоречит первому - избегание физического дискомфорта и опасности и стремление к физическому комфорту. Как минимум, формируется два отдельных противоречащих друг другу мотивационных центра. Второй полюс уже не завязан на инстинктах.
Завязан. Ведь что-то двигает Вашу мотивацию (и поведение)!
Удовольствие, получаемое от удовлетворения крысой когнитивного инстинкта, намного физиологически слабее чем удовольствие от пребывания в тёплой коробке. И это можно проследить аппаратурно. Плюс, следование когнитивному инстинкту сопровождается дискомфортом. И тем не менее, крыса ему следует. Нестыковочка выходит.
Я не вижу никакой
"несостыковочки": что-то одно пересиливает другое в сторону выбора оного. Опять биполярность. У человека это выражается во "взвешивании всех плюсов и минусов" (= выражение-клише).
Эмпатия и альтруизм - более глубинные инстинкты? То есть чем примитивнее животное, тем они сильнее проявляются?
На поверхности они - проявление всё того же стадного/"стайного" инстинкта. Чуть глубже, в частности, альтруизм как самопожертвование - проявление
"инстинкта смерти".
Когнитивность, эмпатия и альтруизм, платоновский эрос-теорос - врождённые и наследственные тенденции и стремления? Нет.
Если не рассуждать так максималистски, как Вы, то все вышеперечисленные понятия можно "разложить по полочкам" (инстинктам): когнитивность - стремление к власти и контролю за ситуацией, эмпатия - "стайный" инстинкт, альтруизм -
"инстинкт смерти",
эрос-теорос (любовь?) - репродуктивный инстинкт.
Они являются следствием развития интеллекта так же, как, скажем логическая интуиция.
На мой взгляд, интеллект - лишь надстройка, обслуживающая инстинкты.
Если собака выросла в одиночестве, ничего этого не будет. Она не будет знать, что вожаку нужно подчиняться.
Это потому, что другой (второй) собаки на этом необитаемом острове нет. Как только она появится, инстинкты ("прошивка") включатся!
Предельно развитый интеллект позволяет совершенно отойти от инстинктов и действовать независимо от них.
Перечислите, пожалуйста, инстинкты, без которых Вы можете вполне обойтись. Спасибо.
Чувствую, наш диалог заходит в тупик.
Он уже давно в тупике!