Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Комментарий к теме "Ученый и мистик"  (Прочитано 11097 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Комментарий к теме "Ученый и мистик"
« Ответ #8 : 09 ЬРавР 2010, 23:47:31 »
Всё же не со   всем могу согласиться.
Цитировать
Наука сильно изменилась за последнее время и стала успешно описывать и объяснять сложные явления, которые ранее ей были недоступны.
Бесспорно. На то она и наука, чтобы развиваться. Вопрос в том, есть ли качественное изменение? Со времён Аристотеля - да (тогда ещё было много утаницы между наукй и философией), а со времён Ньютона?

Вопрос в том, изменилась ли качественно наука со времен Ньютона? Чем мы будем мерять качественные изменения? Я предлагаю их измерять при помощи cмены парадигм.

Смена парадигм (англ. paradigm shift) — термин, впервые введённый историком науки Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962) для описания изменения базовых посылок в рамках ведущей теории науки (парадигмы). Впоследствии термин стал широко применяться и в отношении других сфер человеческого опыта.

Из десяти смен парадигм за всю историю науки (упоминаемых в Википедии) восемь произошли после Ньютона.

* * *

Вы спрашиваете:

Причём здесь близость с традицией - вот чего я не понимаю.

Относительная (по сравнению с более ранними формами науки) близость в некоторых областях. В этой же теме выше я писал об этом, а также в теме Современная наука и традиционные знания

* * *

Цитировать
На первый взгляд такая цель может показаться кощунственной, поскольку выглядит как попытка «алгеброй гармонию поверить». Однако современная наука – отнюдь не сухая и жесткая алгебра, которую имел в виду Пушкин.

Вы пишете:

А что, теория хаоса не базируется в основе своей на сухой и жёсткой алгебре? Нейросети "в глубине души" не складывают вещественные (машинные) числа?

На данном этапе развития науки далеко не все формализуется и сводится к вычислениям (по крайней мере, не исчерпывается математическим подходом) .  
« Последнее редактирование: 09 ЬРавР 2010, 23:59:51 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Комментарий к теме "Ученый и мистик"
« Ответ #7 : 09 ЬРавР 2010, 15:43:28 »
ранее "...возможно, не было явных попыток интегрировать науку и традиционную духовность. Но сейчас они на каждом шагу - пример тому "Дао физики" и десятки других книг видных ученых."

Утверждение нуждается в доказательствах.
Во-первых, является ли Фритьоф Капра "видным ученым"?

Можно не относить Капру к видным ученым - только к "попыткам интегрировать". Тем не менее, степень доктора философии по физике в Венском университете, которую получил Капра, внушает надежду, что он хотя бы цитирует других ученых без ошибок )

Вот мысли видных ученых, которые он приводит:

"Общие законы человеческого познания, проявившиеся и  в
открытиях  атомной  физики,  не  являются  чем-то  невиданным и
абсолютно новым. Они существовали и в нашей  культуре,  занимая
при этом гораздо более значительное и важное место в буддийской
и   индуистской  философиях.  То,  что  происходит  сейчас,  --
подтверждение,  продолжение  и  обновление   древней   мудрости
[61,8}. *

 Роберт ОППЕНГЕЙМЕР


        "Мы   можем  найти  параллель  урокам  теории  атома  в
эпистемологических проблемах, с которыми уже сталкивались такие
мыслители, как Лао-цзы и Будда, пытаясь осмыслить нашу  роль  в
грандиозном  спектакле  бытия  --  роль  зрителей  и участников
одновременно" [6, 20].

Нильс БОР


        "Значительный вклад  японских  ученых  в  теоретическую
физику,   сделанный  или  после  Второй  мировой  войны,  может
свидетельствовать о некоем сходстве между  философией  Дальнего
Востока и философским содержанием квантовой теории" {34. 202}.

Вернер ГЕЙЗЕНБЕРГ

Заодно упомяну интерес Шредингера к Веданте и буддизму:

"небезынтересно познакомиться с мыслями Шредингера о важности метафизики для физиков, о том, что после периода «агонии метафизики» он предвидит тот период, когда ученый вынужден будет выйти за пределы непосредственно воспринимаемого и перейти к обсуждению предельных метафизических проблем

как соединить индивидуальное сознание с множеством созерцающих и мыслящих индивидов? В ходе философского обсуждения этих проблем необходимо, по мнению Шредингера, обратиться к иной традиции — традиции Веданты, в которой найден путь объединения переживания и познания, дана иная, чем в европейской философии, трактовка субъекта познания и актов познания".

<...>

Текст самого Шредингера в качестве образца:

Современному естественнонаучному мышлению было бы ближе всего представление, содержащееся в уже упоминавшемся фундаментальном воззрении веданты, пусть лишь в качестве частного высказывания общедоступного характера, а именно: процесс размножения, в результате которого поколения предков последовательно переходят друг в друга, представляет собой не перерыв в физической и духовной жизни, а всего лишь перетяжку, сужение ее. Поэтому сознание единичного индивидуума может утверждать идентичность с одним из своих предков, подобно тому как это происходит с моим собственным сознанием до и после глубокого сна.

Э. Шредингер. Поиски пути. Отсюда

* * *

Вы пишете:
 
"Во-вторых, являются ли попытки "интегрировать науку и традиционную духовность" успешными, убедительными с научной точки зрения? Поскольку если с научной точки зрения эта интеграция неочевидна или сомнительна, то это означает, что ее фактически нет".

Мой тезис был в том, что картина мира, открывающаяся современной науке, ближе к традиционному взгляду (скажем, Веданте), чем физика времен Ньютона. Для этого не требуется "научно доказывать интеграцию" (что представляется достаточно непростой и в данном контексте излишней задачей). Требуется всего лишь сравнить три величины: современную науку, науку прошлого и традиционные взгляды.

Вы пишете:

"В-третьих, являются ли такие попытки перспективными с философской точки зрения? Для того, чтобы говорить о каком-либо слиянии духовности и науки, необходимо ясно представлять себе области применения одного и другого. Если с наукой более-менее ясно, то с духовностью все не столь ясно; а как можно говорить об интеграции того, что вполне четко определено, с тем, что не определяется по определению? :-)

Мне кажется, что Вы усложняете задачу без необходимости. См. мой тезис выше: картина мира, открывающаяся современной науке, ближе к традиционному взгляду, чем науке более раннего периода.

 
Вы пишете:

Что это за "буддийская концепция мира, создаваемого наблюдателем"? Какое она "находит подтверждение в современной науке"?

Квантовая   теория   опровергла   представления   об  объектах,
обладающих фундаментальной независимостью друг от друга,  ввела
понятие   "участник"   вместо  понятия  "наблюдатель"  и  даже,
возможно, потребует включить в свое описание мира  человеческое
сознание   (об  этом  мы  поговорим  в  главе  18).  Она  стала
рассматривать  Вселенную  в   качестве   переплетающейся   сети
физических  и  психологических  взаимоотношений,  части которой
могут быть определены только в терминах их связей с целым.

Для того, чтобы  кратко  охарактеризовать  мировоззрение  атомной физики, наилучшим образом подходят слова тантрийского  буддиста Ламы Ангарики Говинды:

"Буддист не верит в существование незави-
симого или самостоятельного внешнего мира,
динамические силы которого воздействуют на
людей. Для него внешний мир и внутренний
мир его души -- единое целое, две стороны од-
ной материи, в которой нити всех сил и всех яв-
лений, всех форм сознания и их объектов спле-
таются в неразделимую сеть бесконечных, вза-
имно обусловленных отношений"

Отсюда

Далай-лама XIV (АГВАН ЛОБСАН ТЕНЦЗИН ГЯТЦО)
Начала заповедей квантовой физики

Одно из важнейших философских прозрений буддизма восходит к так называемой теории пустоты (Theory of Emptiness)...
Согласно теории пустоты, всякая вера в объективную реальность, основанная на предположении о реальном независимом существовании, несостоятельна. <...>

Для буддиста, следующего учению Махаяны и разделяющего взгляды Нагарджуны, существует несомненная связь между понятием пустоты и новой физикой.

Однажды я задал своему другу физику Дэвиду Бому такой вопрос: «С точки зрения современной науки, если отбросить вопрос о неправильном представлении, что плохого в вере в независимое существование вещей?» Его ответ был очень примечателен. Он сказал, что если проанализировать такие идеологии, как расизм, ультранационализм и марксистскую теорию классовой борьбы, то одним из ключевых факторов их происхождения является тенденция воспринимать вещи как внутренне разделённые и не связанные друг с другом. Из этого неправильного представления вытекает вера, что каждая из таких идеологий внутренне разделена и разобщена. Ответ Бома, основанный на его работах по квантовой физике, перекликается с этической проблемой об укрывательстве таких убеждений, которая тревожила Нагарджуну почти 2000 лет тому назад.


отсюда


* * *

В Традиции также существует представление, что с ходом времени то, что было только внутри, постепенно выходит наружу, "что было тайным, становится явным".

На что Вы пишете:
Цитировать
Если оно было такое тайное, что никогда не было зафиксировано в каких-либо источниках, то как можно говорить о том, что оно вообще было? :-) Если же было зафиксировано, то нужны конкретные примеры.

Ну, вот, например, квантовая механика была скрыта, а теперь стала более или менее явной )
« Последнее редактирование: 09 ЬРавР 2010, 16:12:02 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Комментарий к теме "Ученый и мистик"
« Ответ #6 : 09 ЬРавР 2010, 14:00:12 »
Любопытно было почитать полемику десятилетней давности:
http://sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=1492&t=1492

С моей точки зрения, участник разговора, подписывающийся "Игорь", ближе всех к истине.

А вот рассуждение Wayter, эффектное внешне,  уводит от сути дела:
"Главный инструмент мистика – он сам. Этот инструмент, своего рода оптический прибор, позволяющий смотреть вглубь, требует постоянного внимания и полировки. Внимание ученого устремлено прежде всего вовне. Возможно, более внимательное отношение к своему внутреннему миру - нераскрытый резерв, который позволит будущим поколениям ученых увидеть то, что скрыто от них сейчас не только внутри, но и во внешнем мире."

В этом высказывании в каждом предложении встречается слово "внимание". Суть дела в том, что внимание ученого и внимание мистика - это очень разные вещи. Можно сказать, что это два различных качества внимания.
В любой реальной мистической школе тренировка внимания с помощью специальных упражнений - один из важнейших элементов.
Подробнее об этом можно прочитать, например, в статье "Attention" ENCYCLOPEDIA OF RELIGION, SECOND ED., 1 том, стр. 605.
Выкладываю эту статью для тех, у кого нет этой энциклопедии:
http://narod.ru/disk/18592009000/Attention.pdf.html

Избирательность внимания ученого не позволяет ему увидеть многие вещи, которые доступны мистику. И не в каких-то там "заоблачных" сферах, а в самой обычной жизни.

Примеры можно найти прямо на этом форуме. Например, Ева так и не смогла отыскать в книге Тиртха высказывание Хайяма о суфизме: http://forum.sufism.ru/index.php?topic=7152.0

Бывает и наоборот: когда ученые используют суфийские подходы, это позволяет им выйти на качественно новый уровень.

Например, американский профессор психиатрии Артур Дейкман, основываясь на подсказке И.Шаха о роли фактора внимания ("Учиться как учиться", раздел "О ВНИМАНИИ"), сумел сформулировать и описать принципы внутригрупповой психодинамики намного более внятно, чем в современных учебниках и пособиях по социальной психологии.

Я очень рекомендую всем убедиться в этом лично, ознакомившить с его работами:

"Оценка духовных и утопических групп" (на русском): http://narod.ru/disk/18139209000/deikman.pdf.html

"Then and Us": http://www.amazon.com/Them-Us-Thinking-Terrorist-Threat/dp/097200212X/ref=sr_1_2?ie=UTF8&s=books&qid=1268131802&sr=1-2

"The wrong way home": http://www.amazon.com/Wrong-Way-Home-Uncovering-Patterns/dp/0807029149/ref=sr_1_2?ie=UTF8&s=books&qid=1268131881&sr=1-2


Пожалуй, трудно найти более полезные тексты для того, кто хочет разобраться в сути тех социальных (утопических, религиозных, политических и т.п.) групп, к которым сам/сама принадлежит.

Ayn

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 83
  • Reputation Power: 0
  • Ayn has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Комментарий к теме "Ученый и мистик"
« Ответ #5 : 09 ЬРавР 2010, 01:26:40 »
Всё же не со   всем могу согласиться.
Цитировать
Наука сильно изменилась за последнее время и стала успешно описывать и объяснять сложные явления, которые ранее ей были недоступны.
Бесспорно. На то она и наука, чтобы развиваться. Вопрос в том, есть ли качественное изменение? Со времён Аристотеля - да (тогда ещё было много утаницы между наукй и философией), а со времён Ньютона?
Теория хаоса -полезная и очень не простая штука. Различные подход к искусственному интеллекту в настоящее время весьма бурно развиваются и кое-где опять же применяются. Причём здесь близость с традицией - вот чего я не понимаю.
Цитировать
На первый взгляд такая цель может показаться кощунственной, поскольку выглядит как попытка «алгеброй гармонию поверить». Однако современная наука – отнюдь не сухая и жесткая алгебра, которую имел в виду Пушкин.
А что, теория хаоса не базируется в основе своей на сухой и жёсткой алгебре? Нейросети "в глубине души" не складывают вещественные (машинные) числа?
По ссылке http://www.gordon.ru/konkurssite/chds.html, к сожалению, перейти не удалось...

Я не хочу сказать, что наука законсервировалась. Нет, конечно. То, что происходило с физикой в течении прошлого века (и продолжает происходить сейчас) - это постоянне уступки "очевидных фактов" и "зравого смысла" перед реальностью. Они происходили всегда, просто с 1900 (ну чуть раньше, на самом деле) очень уж от много нам пришлось отказаться. Впрочем, может быть всё дело в том, что было это недавно? Ведь когда-то казалось очевидным: приложена сила - едет телега, не приложена - не едет, что тут думать? Значит нет силы - нет движения. (А может и сейчас кто-то так считает?)
С другой стороны, очень уж высока была уверенность в начале прошлого века, что уже почти всё открыто и осталось ещё совсем немного. С точки зрения духовного пути это можно считать поучительным примером: думали, что уже в конце пути - и вот вам пожалуйста.
Кроме того, научные знания, выбивающие почву из под ног неподготовленного слушателя, быть может, можно использовать в качестве своеобразной "дубинки мастера". Правда, какая-то подготовка у слушателя всё-таки должна быть, иначе он не поймёт, что же тут "не так".
Если и есть какое-то приближение науки к традиции с течением времени, так не качественное, а "количественное". Просто "ненаучные" вопросы, которые, на самом деле, были всегда сейчас всплывают с особой силой. 
Не знаю, это ли Вы имели в виду, но такие мысли родились у меня после вашего сообщения и просмотра участков ветки "Наука сакралная и профанная". Это уже к вопросу о трудности понимания человеческого мышления. Извините, если был не очень внятен.

А вот (успешных) попыток именно интегрирования традиции и науки не знаю, но тут Ева уже всё написала.

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Комментарий к теме "Ученый и мистик"
« Ответ #4 : 09 ЬРавР 2010, 01:12:28 »
ранее "...возможно, не было явных попыток интегрировать науку и традиционную духовность. Но сейчас они на каждом шагу - пример тому "Дао физики" и десятки других книг видных ученых."

Утверждение нуждается в доказательствах.
Во-первых, является ли Фритьоф Капра "видным ученым"? Как автор квазинаучных книг он известен, но как академический ученый известности или каких-либо значимых достижений никогда не имел, насколько я знаю. Авторитетные ученые открыто высказывают большие сомнения в научной компетентности Капры, указывая на многочисленные ошибки в его "научных" рассуждениях.
Во-вторых, являются ли попытки "интегрировать науку и традиционную духовность" успешными, убедительными с научной точки зрения? Поскольку если с научной точки зрения эта интеграция неочевидна или сомнительна, то это означает, что ее фактически нет.
В-третьих, являются ли такие попытки перспективными с философской точки зрения? Для того, чтобы говорить о каком-либо слиянии духовности и науки, необходимо ясно представлять себе области применения одного и другого. Если с наукой более-менее ясно, то с духовностью все не столь ясно; а как можно говорить об интеграции того, что вполне четко определено, с тем, что не определяется по определению? :-)
Игнорируя все эти вопросы, мы рискуем подпасть под власть субъективных устремлений: "мне это кажется убедительным только потому, что мне хочется, чтобы это было так". Если не существует никаких объективных критериев для поверки истинности, то о претензиях на какую-либо истинность не может быть и речи (и при этом не стоит забывать, что постмодернистские идеи об относительности морали и этики потерпели фиаско по вполне объяснимой причине: мораль как свод социальных установок может быть относительна, но этика как набор поведенческих стратегий для выживания вовсе не столь относительна).
 
Сама картина нашего мира, открытая благодаря науке, гораздо более "традиционна", чем физика Аристотеля или Ньютона. Об этом пишут, скажем, исследователи буддизма. Буддийская концепция мира, создаваемого наблюдателем, находит подтверждение в современной науке. Но отнюдь не в физике Аристотеля".
Отсюда

Утверждение также нуждается в доказательствах.
Что это за "буддийская концепция мира, создаваемого наблюдателем"? Какое она "находит подтверждение в современной науке"?

В Традиции также существует представление, что с ходом времени то, что было только внутри, постепенно выходит наружу, "что было тайным, становится явным".

Если оно было такое тайное, что никогда не было зафиксировано в каких-либо источниках, то как можно говорить о том, что оно вообще было? :-) Если же было зафиксировано, то нужны конкретные примеры.
« Последнее редактирование: 09 ЬРавР 2010, 05:16:55 от Ева »
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Комментарий к теме "Ученый и мистик"
« Ответ #3 : 08 ЬРавР 2010, 23:34:40 »
А про третье упрощение я не совсем понял, не могли бы Вы пояснить, что имели в виду?

Я писал:
Современное научное знание довольно сильно отличается от научных сведений и методов ушедших эпох. Не только по количеству, но и по качеству - глубине постижения.

Я хотел сказать, что современная наука лишена некоторых из ограничений науки более раннего периода. Порой принципы и идеи современной науки напоминают те концепции, которые связываются с мистицизмом.

Например:

ранее "...возможно, не было явных попыток интегрировать науку и традиционную духовность. Но сейчас они на каждом шагу - пример тому "Дао физики" и десятки других книг видных ученых.
 
Сама картина нашего мира, открытая благодаря науке, гораздо более "традиционна", чем физика Аристотеля или Ньютона. Об этом пишут, скажем, исследователи буддизма. Буддийская концепция мира, создаваемого наблюдателем, находит подтверждение в современной науке. Но отнюдь не в физике Аристотеля".
Отсюда

В Традиции также существует представление, что с ходом времени то, что было только внутри, постепенно выходит наружу, "что было тайным, становится явным".

Отсюда вполне можно сделать предположение, что если раньше "несомненное знание" могло существовать только внутри, как индивидуальный опыт и откровение, то со временем оно постепенно может становиться чем-то более доступным.

О чем и говорится в библейском эсхатологическом откровении:
"И уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня" (Иеремия, 31:33,34).

"...ибо земля будет наполнена ведением Господа, как волны наполняют море" (Исаия, 11:9)
Отсюда


...я не считаю возникновение технической цивилизации и науки ошибкой заблудшего человечества. Слишком велик масштаб событий. Как мне представляется, существует определенный механизм, который заставляет события развиваться именно в этом направлении. И это не нарушение Замысла, а его воплощение.
Отсюда

Наука сильно изменилась за последнее время и стала успешно описывать и объяснять сложные явления, которые ранее ей были недоступны.
Отсюда


Если Вы перейдете по приведенным выше ссылкам, ход мысли станет яснее.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Ayn

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 83
  • Reputation Power: 0
  • Ayn has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Комментарий к теме "Ученый и мистик"
« Ответ #2 : 08 ЬРавР 2010, 21:00:50 »
Цитировать
Возможно, это описание подходит для клерков от науки, но отнюдь не для выдающегося ученого, который опирается и на знания, и на интуицию. Он погружается в исследуемую проблему всем своим бытием. Важное научное открытие больше походит на духовное наитие, чем на логические рассуждения.
Согласен, но хотел бы отметить одно важное обстоятельство. Когда открытие уже сделано, его можно проверить строго логически (для теоретических изысканий на основе каких-то предположений, особенно математики) или убедится в его выском соответствии жизни (для естественных наук, где окончательной уверенности не бывает). Именно в этом отличительная черта науки: "озарение свыше"(не важно, считать ли его действительно подарком высших сил или просто использовать это выражение как метафору для труднопонимаемых процессов в нервной системе учёного) не является аргументом. Родилась гипотеза - проверь и докажи, тогда можешь выступать перед научной общественностью, а не только по телевизору. Те, кто "озаряется", но не доказывает - не учёные. Но и те, кому в голову не приходят безумные на первый взгляд идеи - тоже не учёные. Их работу сделает компьютер.

А про третье упрощение я не совсем понял, не могли бы Вы пояснить, что имели в виду?
А в остальном, на мой взгляд, Вы очень хорошо всё сформулировали и про мистиков и про учёеных.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Комментарий к теме "Ученый и мистик"
« Ответ #1 : 08 ЬРавР 2010, 14:02:25 »
(Эта тема периодически возникает в разных видах. Неделю назад вопрос был задан в ханаке).

Между мистиком и ученым есть несомненное сходство. И тот, и другой относится с долей здорового скептицизма к воспринимаемому миру - в этом их видение мира отличается от наивного подхода обывателя. Оба опираются на опыт, а не только на верования или авторитеты. И тот, и другой не боится бросить вызов устоявшимся взглядам, если те устарели или не подтверждаются опытом.

В работе мистика есть некоторая специфика, которая еще не получила широкого распространения среди ученых. Он не исключает себя из воспринимаемого мира, а потому относится и к себе с осторожностью, которую можно сравнить с трезвым научным подходом.

Главный инструмент мистика – он сам. Этот инструмент, своего рода оптический прибор, позволяющий смотреть вглубь, требует постоянного внимания и полировки. Внимание ученого устремлено прежде всего вовне. Возможно, более внимательное отношение к своему внутреннему миру - нераскрытый резерв, который позволит будущим поколениям ученых увидеть то, что скрыто от них сейчас не только внутри, но и во внешнем мире
.

Отсюда

* * *

Недавно мы вспоминали историю о встрече Абу Саида (великого суфия) с Авиценной (великим ученым). После встречи Авиценна сказал: "То, что я знаю, он видит". Абу Саид сообщил: "То, что я вижу, он знает".

* * * * * * * * * * * * * *

Комментарий

В противопоставлении ученого и мистика (знания и веры) мы обычно имеем дело с рядом упрощений.

1) Первое упрощение - фигура ученого. Он предстает сухарем, рассудочным механизмом, который исключительно при помощи своего ограниченного интеллекта делает логические выводы из существующих предпосылок.

Возможно, это описание подходит для клерков от науки, но отнюдь не для выдающегося ученого, который опирается и на знания, и на интуицию. Он погружается в исследуемую проблему всем своим бытием. Важное научное открытие больше походит на духовное наитие, чем на логические рассуждения.

2) Второе упрощение - фигура мистика. В теоретической схеме предполагается, что мистик всегда и везде погружен в созерцание высших реальностей и никогда не прибегает к помощи рассудка. Понятно, что эта картина ничему не соответствует.

3) Третье упрощение - противопоставление ученого и мистика не учитывает меняющийся, динамический характер знания. Современное научное знание довольно сильно отличается от научных сведений и методов ушедших эпох. Не только по количеству, но и по качеству - глубине постижения.   


При этом, конечно же, мистик и ученый действуют каждый в своей сфере и между ними вряд ли возможно ставить знак равенства - но это кажется очевидным.



* * *

См. также:

Два вида веры

Наука сакральная и профанная
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100