Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Современная наука и традиционные знания  (Прочитано 15134 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #7 : 12 ЬРавР 2010, 01:43:44 »
Обсуждение физики и тибетского буддизма на конференции в Университете Калифорнии, Санта Барбара.

"...это заблуждение соединять какой-либо буддийский принцип слишком тесно с феноменами физики. Физические теории - лучший пример того, что все преходяще. Что если я выдвину аргумент, будто какое-то физическое явление подтверждает важный принцип буддизма - а затем в физике появится другая теория? Это нанесет ущерб буддизму? Должны ли основания буддизма сотрясаться после каждой научной революции?

Более продуктивный диалог - когда соединение происходит на более философском уровне. Например, здесь я попытался сфокусироваться на пустоте, этом философском сердце буддизма и найти связь со сравнимым философскими вопросами в физике".

* * *

Согласно Нагарджуне, "время, таким образом, лишь взаимозависимое множество отношений, а не сущность как таковая, и уж конечно не предвечный модус существования, которым оно может показаться". [перевод приблизительный]   



Talk at the Physics and Tibetan Buddhism Conference
University of California, Santa Barbara January 30-31, 1998

V. Comparisons and Connections

As I have said in my recent ruminations[6] about the relationship between physics and Buddhism, it is a mistake to connect any Buddhist principle too closely with any particular phenomena from physics. Physical theories are prime examples of impermanence. What happens if I make an argument that some physical effect verifies some great principle of Buddhism and then the physics is replaced by a new theory? Does that damage Buddhism? Are the foundations of Buddhism to tremble at every scientific revolution?

A more fruitful dialogue between Buddhism and science can occur when comparisons and connections are done at a more philosophic level. For example, here I have tried to focus on emptiness, the philosophic heart of Buddhism, and make connections with questions of comparable philosophic significance in physics.

* * *

There is a well-known and difficult section in Nagarjuna’s Mulamadhyamakakarika that analyzes time and leads to the modern interpretation, "Time is thus merely a dependent set of relations, not an entity in its own right, and certainly not the inherently existent vessel of existence it might appear to be."[7] Such critical, but difficult, points are illuminated by understanding Einstein’s relativity of time. In short, science can help us understand ancient, but pivotal, philosophic aspects of Buddhism.


http://www.buddhanet.net/timeimpe.htm

Там же упоминаются несколько книг по теме:

# Mansfield, Victor, "Time in Madhyamika Buddhism and Modern Physics," The Pacific World
Journal of the Institute of Buddhist Studies, Volumes 11 & 12, 1995 & 1996, p. 10. Available at
 http://www.lightlink.com/vic/time.html

# Mansfield, Victor, Synchronicity, Science, and Soul-Making, Open Court Publishing, Chicago, 1995 and "Time in Madhyamika Buddhism and Modern Physics,"
# Garfield, Jay, The Fundamental Wisdom of the Middle Way, Oxford University Press, New York, 1995,
# Bohm, David, Wholeness and the Implicate Order, Routledge, & Kegan Paul, London, 1983,


* * *

Размышление о "суфийской науке" можно найти здесь   (англ.)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Далай-лама о науке
« Ответ #6 : 11 ЬРавР 2010, 15:11:10 »
В недавно опубликованной книге «Вселенная в атоме: сближение науки и духовности» Далай-лама показывает, что цели, методы и выводы современной науки и буддизма удивительно похожи. При этом, однако, он твердо уверен, что нельзя рассматривать мир лишь с материалистических позиций. В своей рецензии на книгу газета «New York Times» подвергла довольно резкой критике некоторые мысли Далай-ламы об ограниченности теории эволюции в том, что касается зарождения жизни и сознания. В рецензии отмечается, что Далай-лама предлагает буддистскую версию сотворения мира.

На заседании во вторник как раз были продемонстрированы некоторые параллели между буддисткой философией и современной наукой.

Вольф Зингер, директор Института исследования мозга имени Макса Планка во Франкфурте, рассказал, что его исследования показали, что нейронная координация в мозге является основополагающим моментом в деятельности человека и в том, как он постигает мир, – вывод, к которому буддистская философия интуитивно пришла уже давно.

Ричард Дэвидсон, ученый-психолог из Университета штата Висконсин, чья новаторская работа о медитации также критикуется авторами петиции (надо отметить, что эта работа получила положительные рецензии в научных кругах), рассказал о своих исследованиях, которые показывают насколько «пластичен» мозг и как медитация изменяет природу и интенсивность мозговых волн. Роберт Саполски из Стэнфорда ознакомил собравшихся с результатами исследований вредного воздействия стресса на физическое и умственное здоровье. Опыты над лабораторными крысами, показали, что особи, которым были предоставлены возможности понизить уровень стресса, испытывали меньше проблем со здоровьем.

К концу дня стало ясно, почему Далай-ламу так привлекают научные изыскания. Темой обсуждения ученых и их работ, ведущихся при поддержке Института ума и жизни, является то, как с помощью последних находок в области биологии, химии и психологии можно понять и облегчить некоторые типы человеческих страданий. Неудивительно, что эти работы заинтересовали человека, которого считают воплощением Будды сострадания.

Помощники Далай-ламы говорят, что научная деятельность не менее важна для него, чем религиозная и политическая. На фоне того противостояния научной и религиозной мысли, которое зачастую можно наблюдать в Соединенных Штатах, участие Далай-ламы в научных исследованиях в области квантовой физики, нейробиологии сознания, эволюции и физической природы эмоций, приобретает особое значение.

Что касается самого Далай-ламы, то он всегда говорит, и повторил это еще раз на конференции во вторник, что если наука докажет ошибочность буддистских священных книг, от них можно будет отказаться.

Источник:
Washington Post
Марк Кауфман

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #5 : 11 ЬРавР 2010, 12:17:14 »
(Я привожу некоторые материалы для общей информации, не все они одинаково убедительны).

Веданта и наука

Автор среди прочего утверждает, что концепция майи (иллюзии) может объяснить каким образом происходит переход от квантовых феноменов к миру повседневного существования. Или, в более общих терминах, как неизменяемая Реальность взаимодействует с пространством и временем.

 In the beginning of the Shvetashvatara Upanishad, an important Vedantic text, we are told that in the depths of their meditation sages saw devatmasakti, felicitously translated as "the God of religion (Skt: deva), the Self of philosophy (Skt: atman), and the energy of science (Skt: sakti)" In their vision of the Supreme Reality, science, philosophy, and religion were one--somewhat like the Christian Trinity. And with this vision, Indian science reached great heights. It is fairly well known that Indian philosophy was in a class by itself; it is much less well known that until the seventeenth century, India's astronomy, medicine, and other sciences were at least on a par with comparable sciences in the West. It was only with the rise of colonialism, along with the rise of 'rationalism' and materialism in Europe, that the sciences of what became the Third World were pushed into the background.

But that was then. Now the great breakthroughs of Einstein and Bohr have delivered a rude shock to the paradigm of Western science, and "only Vedanta," as a prominent Indian physicist who joined religious orders as Swami Jitatmananda said in 1986, "seems to be in a position to absorb the tremendous impact of the new science." The Vedanta--a general term for the spiritual culture of ancient India--developed a quantum theory of mind 5,000 years before Planck discovered that energy comes in discrete packets (or quanta). It even came close, perhaps as close as words can, to accounting for the fundamental mystery of modern physics: how the strange quantum world of infinite potentialities becomes the "concrete" world of our ordinary experience; or in broader terms how the unchanging, infinite Reality becomes or in any way interacts with the flux of spacetime in which we live (the concept I'm thinking of, of course, is maya, Sanskirt for "illusion," although this fails to describe the full complexity of the word).

Автор - профессор Университета Калифорнии.

Michael Nagler is professor emeritus at the University of California

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Литература по теме:

David Darling, Zen Physics: The Science of Death, the Logic of Reincarnation (San Francisco, 1996);
Fritjof Capra's The Tao of Physics (Boston, 1999)
Alan Wallace (ed.) Buddhism and Science: Breaking New Ground (New York, 2003);
Matthieu Ricard and Trinh Xuan Thuan, The Quantum and the Lotus: A Journey to the Frontiers Where Science and Buddhism Meet (New York, 2001).

Wolfgang Smith. The Quantum Enigma: Finding the Hidden Key (Hillsdale, NY, 2005).
Его же: The Wisdom of Ancient Cosmology (Oakton, VA, 2003)

The Dancing Wu Li Masters: An Overview of the New Physics (1979). New York: William Morrow and Company

THE QUANTUM AND THE LOTUS: A Journey to the Frontiers Where Science and Buddhism Meet (Quantum kab Dok Bua) Matthieu Ricard and Trinh Xuan Thuan. Translated by Kulsiri Charoensupakul and Buncha Thanaboonsombat Suan Ngern Mee Ma,

Статья Буддизм и наука в Википедии. (англ.)

Относительно книги видного физика Дэвида Бома говорится, что его идеи связаны с буддизмом и восточной философией в целом:

Many have seen strong connections between his ideas and ideas traditionally associated with Eastern Philosophy and religion. Bohm himself seemed also to see such connections, as evidenced by his close relationship with Jiddu Krishnamurti. There are particularly strong connections to Buddhism, a religion which Einstein expressed sympathy toward. Some proponents of new age beliefs (such as shamanism) claim a connection with their belief systems as well. Bohm's ideas are also used in certain meditation practices


* * *

Физика и мистицизм.

Книга The Way from Science to Soul, Integrating Physics, the Brain, & the Spiritual Journey написана физиком, профессором в Университете Рутгерс (США)
(Professor Emeritus of Physics, Rutgers University)

Dr. Casey Blood - biography

http://www.quantummechanicsandreality.com/index.htm

О книге The Way from Science to Soul, Integrating Physics, the Brain, & the Spiritual Journey:

Dr. Casey Blood fills a niche in the public's grasp of both physics and mysticism by presenting both in a readable fashion, so that their interconnectedness is made obvious….The Ariadne thread of the thinking in this book surreptitiously stretches the mind beyond being trapped in a single linear perspective, which is the very clue to spirituality.

—Pir Vilayat Inayat Khan, Sufi Sheikh
« Последнее редактирование: 10 ЬРавР 2010, 15:00:57 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #3 : 10 ЬРавР 2010, 03:40:36 »
Из книги видного дзен-буддистского наставника:

"Аватамсака-сутра" говорит, что время и пространство заключают в себе друг друга, зависят одно от другого в своем существовании  и неразделимы для познания. Теория относительности Альберта Эйнштейна, родившегося через 2000 лет, подтвердила неразделимую связь времени и пространства.


Тхит Ньят Хань. Обретение мира. С-Пб.1993.С.124

Сегодня для физиков объект разума и сам разум не могут быть разделены... Разум не может быть отделен от объекта.

<...>

с самого начала буддизм выступает против различия между сознанием и его объектом.

Там же. Стр.128.

Отсюда

"Подобно пробудившимся, великие ученые испытывают сильные внутренние изменения. Если они способны достичь глубоких познаний, то это потому, что их энергия наблюдения, концентрации и осознанности хорошо развита.

Понимание - это не накопитель знаний. Наоборот, это результат борьбы за то, чтобы стать свободным от знаний. Понимание разбивает на части старые знания, чтобы построить помещение для новых, которые будут лучше соответствовать реальности... Наука, подобно Дао (Пути), побуждает нас избавиться от всех заранее представленных понятий".

Тхит Ньят Хань. Обретение мира. С-Пб.1993. Стр. 106

*

Тхит Ньят Хань (род. 1926), дзэнский наставник родом из Вьетнама, ныне живущий во
Франции, переводчик таких буддийских сутр, как «Сатипаттхана-сутта» («Сутра применения
внимательности», высоко ценящаяся в буддизме Тхеравады, где изложено учение о достижении
одноточечности сознания), «Анапанасата-сутта» («Рассуждение об осознанности дыхания») и «Хридая-
сутра» («Сутра сердца»), автор книги «Обретение мира».




* * *

Авенариус говорит о  «принципиальной координации» субъекта и объекта: без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта. Тезис о принципиальной координации означает, что нельзя говорить об объективной реальности самой по себе, она существует только в отношении к познающему субъекту.
http://ariom.ru/wiki/RixardAvenarius


А что же наука? В современной физике эта идея стала общепринятой:

"В современной науке грани между объектом и субъектом порой вообще трудноуловимы; кажется, что субъект и объект сливаются воедино в познании. Пример тому — ситуация в квантовой механике, сложившаяся в связи с особой ролью прибора в познании микрообъектов. В классической физике постулировался абсолютный характер, независимость физических объектов от субъекта и от условий познания, от приборов. Теперь же субъект и условия познания «вторглись» в сам объект".

Идеализм и наука
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #2 : 09 ЬРавР 2010, 20:36:23 »
«И в новой, и в старой индусской мысли есть философские течения, ничем не противоречащие нашей современной науке (меньше ей противоречащие, чем многие философские системы Запада), как, например, некоторые системы, связанные с Адвайта Ведантой».

 В.И.Вернадский «Размышления натуралиста». М., 1977.С.111

(Цитата с сайта Адвайты - заинтересованные лица - так что требует проверки).
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Современная наука и традиционные знания
« Ответ #1 : 09 ЬРавР 2010, 16:40:06 »
Вынес в отдельную тему вопрос, затронутый в дискуссии здесь.

* * *

"Общие законы человеческого познания, проявившиеся и  в
открытиях  атомной  физики,  не  являются  чем-то  невиданным и
абсолютно новым. Они существовали и в нашей  культуре,  занимая
при этом гораздо более значительное и важное место в буддийской
и   индуистской  философиях.  То,  что  происходит  сейчас,  --
подтверждение,  продолжение  и  обновление   древней   мудрости
[61,8}. *

 Роберт ОППЕНГЕЙМЕР


        "Мы   можем  найти  параллель  урокам  теории  атома  в
эпистемологических проблемах, с которыми уже сталкивались такие
мыслители, как Лао-цзы и Будда, пытаясь осмыслить нашу  роль  в
грандиозном  спектакле  бытия  --  роль  зрителей  и участников
одновременно" [6, 20].

Нильс БОР


        "Значительный вклад  японских  ученых  в  теоретическую
физику,   сделанный  ими  после  Второй  мировой  войны,  может
свидетельствовать о некоем сходстве между  философией  Дальнего
Востока и философским содержанием квантовой теории" {34. 202}.

Вернер ГЕЙЗЕНБЕРГ

* * *

Еще по теме:

Наука сакральная и профанная

Антропный принцип и религия

Мистик и ученый

Идеализм и наука


* * *

Вы писали о том, что многие выдающиеся физики 20 столетия – Эйнштейн, Бор, Планк, Гейзенберг – были настоящими мистиками, хотя ни один из них, благодаря науке не имел отношения к религии.

У меня есть основания говорить подобное. Что произошло, когда они так интенсивно исследовали физическую область в поисках ответов, и когда эти ответы не были найдены – они стали метафизиками. Я собрал книги 13 главных создателей квантовой механики. В них говорится о том, что физика оказалась неспособной ни доказать, ни опровергнуть Бога. Оба взгляда фундаментально ошибочны. Эти физики стали глубокими мистиками не из-за физики, а в следствии ограниченности физики.

Из интервью с Кеном Уилбером


* * *

Текст и видео

"Буддизм и наука – точки соприкосновения"

(Привожу для коллекции, не показалось особо интересным).

 
« Последнее редактирование: 20 РТУгбвР 2011, 22:19:00 от damovoj »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100