Это еще боле уязвимый способ говорить. Что это может означать "сознание отключается и затем снова включается"?
А очень просто: наличие сознания/восприятия всегда можно констатировать. Отсутствие - только косвенно.
Я не об этом. Я о том, что говорить про сознание "мы входим в сознание" еще куда ни шло. Правда, тогда Самосознание является не функцией Сознания, а чем то иным.
А если "сознание вкл/выкл" - значит оно само является "функцией" чего-то другого. Вопрос - функцией чего.
Может быть, удобным и практичным будет признать наличие этой основы...
Имхо, всё же вряд ли. То есть это было бы введением абстрактной сущности, которой не соответствует никакое восприятие.
Не знаю, по-моему как раз наоборот...
Когда я наблюдаю свое Самосознание - я воспринимаю себя самосознающим. Тут нет необходимости в каких-либо абстракциях.
А вот гипотеза о том, что мое Самосознание является "функцией" чего-то другого, что мне НЕ ДАНО в восприятии - для меня в высшей степени абстракция.
"Включающееся сознание" - как то вообще как-то не по-буддистски, мне кажется...
В буддизме, как Вы вероятно знаете, имеется несколько философских школ. Они трактуют подобные вещи несколько по-разному.
Ну, тогда вероятно, они не могут все быть одинаково истинными
.
Но если взять общее, то можно сказать, что "включение" сознания - это разворачивание определённой системы-последовательности элементарных психических явлений, дхарм. "Выключение" - значит сворачивание. ... . Некая причинно-следственная цепочка, приводящая в последствии к повторному разворачиванию, очевидно остаётся.
У причинно-следственных цепочек должна быть некая среда ("субстанция", как вы выразились ниже). Очевидно, эта "среда" остается при всех этих "вкл-выкл" и "сворачивание-разворачивание". Значит, её можно считать ОСНОВОЙ.
Но не факт, что эту цепочку можно назвать прямо-таки неким индивидуальным сознанием.
Если это "сворачивание-разворачивание" я воспринимаю СОБОЙ - значит я могу говорить об индивидуальной основе. Язык позволяет так выражаться без противоречий.
Да и вы сами ниже говорите об "индивидуальном сознании лягушки". Не пойму, почему вы сами себе пытаетесь сопротивляться...
Это могут быть просто очаги активности в нейронах мозга, например.
Очаги активности в нейронах способны вызвать ТОЛЬКО активность в других нейронах. Не один нейрофизиолог не написал еще с научной доказательностью о том, что "сознание сворачивается в нейронах"...
Хотя, возможно есть какая-то "буддистская нейрофизиология", о которой мне неизвестно...
Однако вообще говоря, надо иметь в виду, что один из постулатов буддизма гласит: ничто не исчезает в никуда и не появляется из ниоткуда... тьфу, в общем - всё имеет причины и следствия. То есть, даже если эта система совсем свернётся, после неё останутся некие следствия.
Забегая вперед, можно сказать, что вы как раз и описываете принцип Субстанциализма. То есть, принцип "сохранения субстанции". Нет субстанции - нечему сохраняться
Можно же и так перевести один из буддистских девизов: "Все появляется из Пустоты (Шунья) и все исчезает в Пустоте".
Например, мне наличие Самосознания с некоторых пор стало казаться менее нуждающимся в доказательстве, чем Сознание, и даже Материя.
Да кто ж спорит. Самосознание или осознавание, по-буддийски - сати, таки да - есть. И оно таки да не нуждается в доказательствах, поскольку является несводимым понятием-явлением. Просто оно не отлично от Сознания.
Вот тут совсем не согласен. Исходя из своего опыта, я вполне отличаю свое состояние, когда я просто в Сознании, от того, когда я нахожусь в состоянии Самосознания.
Заявлять о тождестве Сознания и Самосознания - это значить заявлять абстракцию, противоречащую опыту и восприятию...
Его значение в контексте духовных учений- Невещественность. ...
А тут не соглашусь. не невещественность, а скорее бессубстанциональность, бессущностность. А это несколько другое.
Посмотрел я разные трактовки Шуньяты в словарях и прочих энциклопедиях. Невещественность подходит к трактовкам всех школ. Бессубстанциональность - только к НЕКОТОРЫМ видам Шунья в трактовке некоторых школ. Причем это относится к низшим видам. К Шуньта-шунье (абсолютной шунье) бес-субстанциальность относится не может... Нет субстанции - нет и возможности продолжения причинно-следственных связей.
Бессущностность же - вообще понять не могу... Это какое-то насилие над естественным языком. Есть же выражения типа "Сущностью всех вещей является Шунья".