Эмоция ребёнка и эмоция взрослого одинаково омрачены. Инстинкт, порождающий их это источник омрачения и соответственно сам по себе омрачающий фактор.
Источник инстинкта - первичное чувство я. Животное не может физически выжить без инстинкта и не может, соответственно, не пребывать в связанном с инстинктом страдании.
Что буддист мог бы назвать сущностью? Сознание вне помрачений.
Корни омрачений - ненависть, алчность и неведение. По сути они паразитируют на просветлённой природе. Нельзя сказать, что они имеют в ней, в этой просветлённой природе, корни.
Интересно, насколько можно применять идею омраченности к животным или младенцам.
Скажем, ребенок испытывает голод и плачет, пытаясь, видимо, привлечь внимание матери доступными ему способами. Что именно здесь омрачено? Почему биологические реакции попадают в категорию страдания? И разве бодхисатва не испытывает чувство голода и не пытается разрешить эту проблему доступными ему способами? Наверное, бодхисатва тоже иногда бывает голоден - но не обязательно это страдание, он, так сказать, не драматизирует ситуацию. Возможно, то же относится и к младенцу, у которого еще и личности-то нет. Испытывая голод и заходясь в крике, он не страдает, а просто привлекает внимание, делает то, что необходимо для удовлетворения потребности.
Эмоциональная сфера человека возникла задолго до появления самой духовной проблематики - иллюзорности нашего представления о "я" и т.п.
Насколько правомочно мерять этими относительно поздними критериями те древние механизмы, которые в нас действуют?
Духовные традиции, как мне представляется, все-таки направлены на решение проблем омраченности у "падшего" более или менее зрелого человека, а не у животных и младенцев. Наверное, инстинкт, выработанный миллионами лет эволюции, становится источником омраченности только тогда, когда он не адекватен ситуации, в которой находится организм (то есть нарушена гармония, произошло "грехопадение", возникла расселина между организмом и средой).