Подводя предварительные итоги дискуссии:
Учение Зороастра, с некоторыми оговорками, можно считать разновидностью монотеизма. Поклонения огню в нем не было. Мы также не обсуждаем современных зороастрийцев, поскольку основная тенденция в современном вероучении - возврат к монотеизму. Речь идет об историческом зороастризме.
После ухода основателя религии зороастризм приобрел некоторые черты, характерные для политеизма (многобожия). Особенно это характерно для эпохи Сасанидов. Но и в эпоху Ахеменидов тенденция зороастризма к многобожию была достаточно сильна.* Поэтому
ссылка на то, что зороастрийцы верили в единого Бога, а потому поклонение огню есть всего лишь выражение этой веры, не кажется слишком убедительной. Зороастрийцы в указанные исторические периоды были в какой-то степени или даже преимущественно многобожниками.
Переходя непосредственно к культу огня, нужно сказать, что он имел все характерные черты языческого поклонения. К ним можно причислить:
- Наличие божества огня (Атар) среди прочих божеств зороастрийского пантеона, обладающего собственной волей:
("В «Младшей Авесте» А. - сын Ахурамазды («Ясна» 17, 1 и пр.), в отличие от «Гат» он трактовался как отдельная личность с собственной волей".
Источник)
- Ритуальные приношения, или жертвоприношения, божеству огня**
- Обращение к этому божеству с молитвой и просьбами (См. Ясна. 62
Почитание огня)
- Культ огня существовал у индоиранских народов еще до появления зороастризма, так что произошел возврат к поклонению знакомым божествам*** .
Если взять за основу словарные определения огнепоклонства****, то культ огня вполне соответствовал этим определениям. И почитание огня, естественно, представлялось огнепоклонством тем, кто принадлежал к авраамической традиции (прежде всего, мусульманам).
----------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------
*
...it is certain that under the Achaemenid empire, Zoroastrianism was polytheistic.
ИсточникУкажем на признаки политеистичности, появившиеся в религии зороастризма. Во-первых, последователи этой религии сделали самого Зороастра богоподобной личностью и начали почитать его почти как бога. Много легенд появилось о его чудесных делах. Во-вторых, вера в божественность ангельских существ (“бессмертных святых”) оттеснила веру в Ахурамазду на задний план. Постепенно место единого Бога стали занимать древние языческие боги. Особенно популярным сделался опять бог Митра. Вслед за этим пришло поклонение богу ветра Вайю и богине воды и плодородия Анахите. Последняя ничем не отличалась от вавилонской богини Иштар. Вместе со всем этим сильно развилось почитание духов предков, называемых фравашами. Распространилось верование, что даже сам Ахурамазда приносит жертвы Митре и Анахите.
Источник* *
"...зороастрийцы называли огонь Атар. Они совершали приношения из трех элементов также и огню. Приношения состояли из сухих чистых дров, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. (Этот третий компонент приношения и считался обычно специальным возлиянием –
заотра для огня.) Таким образом, огонь, так же как и вода, набирался сил с помощью двух приношений от растительного царства и одного от царства животных. Топливо и благовония приносили, вероятно, три раза в день, во время, предназначенное для молитв (на рассвете, в полдень и на закате)...
Приношения огню и воде составляли основу ежедневных богослужений, называемых индоарийцами яджна, а иранцами – ясна"
Если есть сомнения, что приношения = жертвоприношения, то выше Бойс указывает:
"...молились и совершали им возлияния (называемые по-авестийски
заотра – это слово позднее получило значение «приношение», «жертвоприношение»)"
Источник* * *
Культ, как правило, более стоек, чем религиозные Представления; и действительно, основные объекты зороастрийского культа и ныне те же, что и у пастухов каменного века (М.Бойс.
Источник )
* * * *
ОГНЕПОКЛОННИЧЕСТВО — и ОГНЕПОКЛОНСТВО, огнепоклонничества, мн. нет, ср. Культ огня, религиозное почитание огня у примитивных народов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935
ОГНЕПОКЛОННИЧЕСТВО — ОГНЕПОКЛОННИЧЕСТВО, а и ОГНЕПОКЛОНСТВО, а, ср. Религиозное почитание и культ огня как одна из форм первобытного обожествления природы. | прил. огнепоклоннический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949
Огнепоклонничество — ср. Религиозное почитание огня как одна из форм первобытного обожествления природы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой