Я хотел бы отметить, что идея "человек живет во сне" (то есть в сновидении) не является монополией Гурджиева , в том числе на Западе. Во всяком случае, Фрейд близко подошел к этой идее
* * *
Другие следы этой идеи на Западе:
Тезис: Человек спит
Поскольку был страх и возмущение, и непостоянство, и двоедушие, и разделение, было много суетности, действовавшей в <них> и пустых безумств, как будто они погружаются в сон и находят себя в тревожных снах, или (в) месте, в которое они убегают, или, бессильные, они идут, преследуя других, или они в нанесении ударов, или они сами получают удары, или они упали из высоких мест, или они поднимаются по воздуху, не имея крыльев. Иногда ещё, если некие убивают их, нет даже преследующего их, или они умерщвляют своих ближних, ибо они осквернены их кровью. (Но) тогда, когда они просыпаются, те, кто проходит через всё это, oни не видят ничего, те, кто был во всех этих тревогах, ибо это было ничто.
Итак, это образ отбросивших от себя неведение, как сон, не считая, что это нечто, и не (30) считая его дела делами постоянными, но оставляя их, как сон в ночи, знание Отца - его они считают светом. Таково то, что каждый делал во сне, когда был незнающим, и таково то, что он узнает, как будто очнувшись. Хорошо человеку, который возвратится и пробудится, и блажен открывший глаза слепым.
Евангелие истины (апокриф не позже 175 г.).
* * *
Эсхил. "Прометей прикованный".
Прометей рассказывает о своих благодеяниях по отношению к людям:
А про страданья смертных расскажу...
Ведь я их сделал, прежде неразумных,
445 Разумными и мыслить научил.
Я не в упрек им это говорю,
Но объяснить хочу вам все значенье
Моих благодеяний... Раньше люди
450 Смотрели и не видели и, слыша,
Не слышали, в каких-то грезах сонных
Влачили жизнь; не знали древоделья,
Не строили домов из кирпича,
Ютились в глубине пещер подземных,
Бессолнечных, подобно муравьям.
* * *
"Также Юнг разделял с Гурджиевым основополагающее убеждение, что неуравновешенное развитие - самая распространенная проблема современного человечества. Оба они утверждали, что для того, чтобы человек достиг цельности, нужно задействовать все стороны души, а не только логичное и рациональное эго, как чаще всего делают современные люди. Это убеждение разделял и
Рудольф Штейнер, который другим языком и с другими акцентами также говорил о человеке, который "спит" на разных этапах своего бытия".
Гэри Лахман. В поисках П.Д.Успенского. Гений в тени Гурджиева.Спб.:"Весь", 2011. Стр. 214.
* * *
Г.Майринк в романе «Зелёный лик» (вышел в 1916 г., как раз тогда, когда Г.И. только начинал проповедовать свое учение в России) дал такую характеристику бодрствования:
Ключ к владычеству над природой разъеден ржой со времен всемирного потопа. Имя ему – бодрствование.
Оно открывает все затворы. Ни в чем так твердо не убежден человек, как в яви своего бодрствования, на самом же деле он угодил в тенета, которые сам и связал из грез и химер. Чем гуще эта сеть, тем неодолимее сон, и связанные путами и сморенные сном бредут по жизни, как убойный скот, – покорно, равнодушно и бездумно.
<...> Бодрствующий открывает все затворы...
Отсюда