Р.Генон, с тезисов которого началась эта дискуссия, не упоминает Эйнштейна, полагая, видимо, что после Аристотеля наступили "мрак и запустение" в десакрализованной науке. Традиционализм такого рода принципиально противопоставляет сакральное прошлое профанному настоящему.
Уважаемый wayter,
Как Вы думаете, какие направления в науке (профанной) сейчас более близки к сакральным. Помимо мнения Генона.
Или какой совет ученым можно дать - Ваше видение ситуации.
С Уважением,
Уважаемый С посохом!
1) Сама постановка вопроса о "сакральности науки" требует прояснения.
Представьте себе, что некий ученый, склонный к рассудочности и сциентизму, потребует определить степень "научности сакрального". Более того, он будет использовать научность для определения важности и правильности положений сакральных учений.
Это вызовет естественное недоумение не только у "эзотериков", но и у трезво мыслящих ученых: налицо попытка применить понятия и методы одной области в совершенно другой. У науки - свои понятия, у Традиции - свои, иногда они пересекаются, а иногда - нет. Аналогичная проблема возникает при попытке приложить идеи сакральной традиции к науке.
2) В эпоху, когда стала зарождаться монотеистическая религия, все области культуры и человеческой деятельность были в той или иной степени сакрализованы, не только наука (о науке в эту эпоху можно говорить только условно). Например, вопросы персональной гигиены была частью религозного откровения и Священных писаний. В эту эпоху в необходимость чистоты тела нужно было
верить - хотя бы потому, что не было сведений о существовании микробов. Вопрос: есть ли какие-то преимущества в том, что проблемы личной гигиены являются частью сакральной традиции, а не объектом науки? В современном обществе некоторые знания, ранее бывшие сакральными, стали предметом научного исследования. И, как кажется, ничуть от этого не проиграли.
Раньше в гигиену можно и нужно было верить. Потом появилась возможность о ней знать. Для каждого времени свой способ постижения. Преимущества "сакрализации" тех областей знания, которыми успешно занимается наука, не очевидны и требуют доказательств.
Или какой совет ученым можно дать - Ваше видение ситуации.
Я не осмелюсь давать ученым советы. Как я уже писал:
У меня такое видение ситуации: если наука честная, если ее методы эффективны, она открывает Реальность (в своих узких рамках, конечно) - поскольку нет ничего, кроме Реальности. Если же науке навязывать какие-то сторонние ограничения и правила, то будет больше вреда, чем пользы - будь то установки партийные или "духовно - традиционные". Ни у кого нет полного знания мира, никто не может заранее предсказать, куда наука должна двигаться, поэтому такие директивы только мешают науке.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=12365#12365
При этом мне хотелось бы, чтобы наука не забывала о человеке и человечности, чтобы ученые понимали пределы научного метода (по крайне мере, такого, который существует на сегодяшний день).
Нет сомнений, что наука преуспела в изучении материи. Но ее успехи в познании души (или психики) достаточно ограничены. А что касается Духа - то к этой теме наука толком и не подступалась. И правильно делала - это ей пока не по силам :-)
Еще одно, изложенное выше, мнение по этой теме, которое основано отчасти на моем опыте исследовательского взаимодействия группы (прежде всего, в Интернете):
Возможности одного ученого, даже самого талантливого, ограничены.
Я думаю, что от "зашоренности" позволит уйти "коллективное сознание". То есть взаимодействие между исследователями в группе станет более совершенным и интенсивным; будет формироваться нечто вроде коллективного (или "соборного" в религиозной терминологии) сознания. Такому сознанию будет открываться совокупность знаний, которая недоступна индивидуальному уму.
У меня есть предположение, что научное и сакральное знание на каком-то этапе опять соединятся, как это и было в далеком прошлом. Этот процесс уже отчасти начался. И сам этот сайт, само наше взаимодейстие и обсуждаемые здесь концепции, которые рождаются в результате сплава науки, техники и идей духовной Традиции, - тому, хотя бы и скромное, свидетельство.