...
И насчет того, о чем вы выше говорили. "Более того, на Востоке хорошо известна школа, которая обладала (в те времена) такими правами доступа в другие школы". Вы про то самое "Сармунское братство"? Тут пробел в моем образовании - я этим просто не интересовался.
Для начала хочу обратить ваше внимание на следующие факты:
после того как Гурджиев оставил этот мир, ряд его учеников (из французской и из английской групп) совершили путешествия на Восток в поисках истоков того учения, которое принес Гурджиев.
Более того, Успенский пришел к определённым выводам об истоках этого учения и перед началом второй мировой войны пушествовал по Турции, где у него были контакты с дервишами суфийского ордена Мевлеви. Однако война прервала эти отношения и впоследствии Успенский не успел их возобновить.
Об чем это всё говорит?
Мне кажется об следующем:
- Гурджиев не оставил своего законного (утвержденного им самим) представителя;
- без "законного" представителя не только невозможно завершить процесс ученичества, но и трудно понять, на какой стадии остановились ученики;
То есть оставленные ученики ощущали, а кто и понимал, незавершенность своего процесса ученичества...
Теперь, если вернуться слегка назад и внимательно почитать то, что Гурджиев говорил о группах, о его путешествиях в поисках Знания, и если иметь достаточно информации о суфийских братствах (а книг сейчас на эту тему много), то, на мой взгляд, вывод напрашивается простой - он был связан с суфийским братством Накшбанди, где такие же принципы формирования групп, подготовки учеников и групповой работы, особенно подготовки тех, кого намечают на роль учителя. Кроме того, большая часть мастеров (шейхов) этого братства была скрыта от внешнего наблюдателя - они занимались обычными мирскими профессиями: горшечники, сапожники, художники, архитекторы и т.д., находясь во главе соответствующих мастерских, которые одновременно служили многим целям. Шейхи этого братства обладают правом посылать своих учеников для подготовки в другие братства, когда считают это необходимым.
Очевидно та фаза учения, которой руководил Гурджиев, с его уходом закончилась, ибо если бы она не закончилась, обязательно был бы прислан представитель для продолжения. Это обычная практика братства Накшбанди. В случае окончания фазы всем следует "разойтись по домам" и попытаться индивидуально усвоить то, что было оставлено мастером.
Вот вкратце основные линии, как они видятся мне.