Так что если вам этот вопрос не интересен, то не стоит продолжать дискуссию из одной только любезности ко мне.
Нет, дискуссия мне интересна — к тому же никогда не знаешь, к чему она может прийти, особенно если мы пытаемся что-то понять.
Но если заменить "усилие воли" на "усилие", то это ничем не поможет, потому что усилие (резкое напряжение сил) может инициироваться разными частями центров.
Верно, но полная фраза "внимание контролируется и удерживается на предмете усилием..." — не теряет никаких оттенков смысла и в таком виде.
воля обычного человека является равнодействующей желаний разных "я", то никаких "волей" действительно нет даже в зародыше, и приложить нам действительно нечего
Полагаю, дело обстоит именно так. Нет у "я" никакой способности делать — потому что любое их "действие" — просто реакция на совокупность обстоятельств. Но, с другой стороны, ничто не мешает этим я "контролировать и удерживать внимание на предмете усилием", особенно если обстоятельства этого требуют.
Стремления разных "я" могут быть никак не связаны с эмоциями. Есть множество примеров, самым очевидным из которых будет пример с привычками разных "я", которые не имеют отношения к эмоциям, но при этом чрезвычайно инертны и трудноодолимы.
приведите примеры, плиз
Например, у меня есть "стремление" вести разговор определённым образом, потому что именно так в похожих ситуациях я веду его всегда. Если такая манера общаться начинает мне мешать (например, начинает казаться мне слишком "сухой" или не соответствовать ситуации), мне очень сложно что-либо поделать.
По каким-то причинам мне приятней всего вставать после полудня независимо от того, во сколько лёг. Заставить себя встать в шесть — трудно.
Сложно заставить себя размышлять о какой-то конкретной идее. Но если начал — сложно остановиться, особенно если пора подумать о чём-то другом.
Можно также привести примеры, относящиеся к желаниям ума. Например, вчера я мог решить сделать что-то, но сегодня при малейшей мысли об этом возникает лишь масса отрицательных эмоций — однако, я помню, что должен. Или умом я могу помнить, что должен помнить себя и хотеть это делать, но чувства и — тем более — тело больше заинтересованы делать то, что им приятно в данный момент, так что помню я себя только ассоциативно.