Можно не относить Капру к видным ученым - только к "попыткам интегрировать". Тем не менее, степень доктора философии по физике в Венском университете, которую получил Капра, внушает надежду, что он хотя бы цитирует других ученых без ошибок )
Насколько известно, степень "доктор философии", присуждаемая в европейский университетах, давно не имеет отношения к философии и называется так по традиции, берущей начало в средневековье. В России этой степени соответствует степень "кандидат наук" - то есть Капра имел степень кандидата наук в области физики. К сожалению, научная степень не является гарантией того, что человек придерживается научных принципов в исследуемой им области.
Вот мысли видных ученых, которые он приводит:
"Общие законы человеческого познания, проявившиеся и в
открытиях атомной физики, не являются чем-то невиданным и
абсолютно новым. Они существовали и в нашей культуре, занимая
при этом гораздо более значительное и важное место в буддийской
и индуистской философиях. То, что происходит сейчас, --
подтверждение, продолжение и обновление древней мудрости
[61,8}. *
Роберт ОППЕНГЕЙМЕР
"Мы можем найти параллель урокам теории атома в
эпистемологических проблемах, с которыми уже сталкивались такие
мыслители, как Лао-цзы и Будда, пытаясь осмыслить нашу роль в
грандиозном спектакле бытия -- роль зрителей и участников
одновременно" [6, 20].
Нильс БОР
"Значительный вклад японских ученых в теоретическую
физику, сделанный или после Второй мировой войны, может
свидетельствовать о некоем сходстве между философией Дальнего
Востока и философским содержанием квантовой теории" {34. 202}.
Вернер ГЕЙЗЕНБЕРГ
Неудивительно, что приводятся мысли именно этих ученых - а не мысли Эйнштейна или Розена. Вдобавок, эти мысли, хоть и принадлежат физикам, не имеют прямого отношения к физике. Это философские умопостроения; разумеется, они отражают взгляды их авторов.
Рассмотрим подробнее:
- Оппенгеймер называл "Бхагават-Гиту" книгой, сыгравшей наибольшую роль в его жизни, и заявлял: "Access to the Vedas is the greatest privilege this century may claim over all previous centuries";
- известно, что Бор интересовался мистикой и изучал труды Джеймса; в 1947 году для церемонии награждения Орденом Слона Бор сделал себе герб в виде символа "инь-ян".
- Гейзенберг, ученик Бора, интересовался индийской философией; этот интерес разделял коллега Гейзенберга, Вайцакер, с которым Гейзенберг работал над атомным проектом в Германии. Вайцакер приглашал в Германию учителей из Индии, а позже основал с одним из них, Гопи Кришной, фонд по интеграции "западной науки и восточной мудрости".
Но посмотрим повнимательнее на сами цитаты:
в первой и второй цитатах речь идет об общих эпистемологических вопросах - то есть о вопросах философии науки. При этом во второй цитате фигурирует весьма условное "можем найти параллель". Третья же цитата по меньшей мере забавна: умопостроение типа "в Японии основная религия это буддизм, поэтому открытия японских ученых в области физики свидетельствуют о сходстве буддизма и физики" страдало бы явным отсутствием логики; но добавление слова "могут" лишает эту фразу статуса утверждения, превращая ее во всего лишь предположение - и весьма безосновательное, кстати. Кроме того, научной теории приписывается наличие некоего "философского содержания" - а подобная точка зрения уже сама по себе нуждается в обосновании: может ли научная теория иметь "философское содержание"?
Таким образом, эти цитаты являются философскими размышлениями трех физиков, интересовавшихся восточными учениями; при этом две цитаты из трех являются не утверждениями, а лишь предположениями о возможности сходства восточных учений и тех принципов, которые авторам цитат представляются воплощенными в постулатах квантовой механики.
При этом критика подобных идей и предположений, исходившая от других известных физиков и математиков (в том числе также интересовавшихся философией и мистикой: самым ярким примером здесь мог бы быть Паули) - даже не упоминается.
(Впрочем, Паули и Шредингер заслуживают отдельной темы :-) )
Мой тезис был в том, что картина мира, открывающаяся современной науке, ближе к традиционному взгляду (скажем, Веданте), чем физика времен Ньютона.
А в чем выражается эта близость современной научной картины мира "к традиционному взгляду" - ну, например, к той же Веданте? Хочу подчеркнуть, что имею в виду не философско-экзистенциальную проблематику, а именно научную картину мира.
Для этого не требуется "научно доказывать интеграцию" (что представляется достаточно непростой и в данном контексте излишней задачей).
Согласна, непростой. Но вот насчет "излишней" - не уверена. Если мы будем оперировать нефальсифицирумыми философскими гипотезами, то мы получим тот результат, который захотим получить, и докажем то, что захотим доказать - чем бы это ни было. Если мы хотим говорить об интеграции науки и мистики не как о философской гипотезе, а как о факте, то этот факт должен отвечать критериям истинности, принятым в науке, и критериям истинности, принятым в мистике. Только тогда можно будет сколько-нибудь серьезно говорить об интеграции.
Требуется всего лишь сравнить три величины: современную науку, науку прошлого и традиционные взгляды.
Для того, чтобы эти три величины сравнить, нужно их сперва сформулировать и отделить одно от другого (иначе как сравнивать?). Например, нам необходимо будет четко сформулировать, что такое "традиционные взгляды". Я - за, давайте попробуем :-)
Квантовая теория опровергла представления об объектах, обладающих фундаментальной независимостью друг от друга, ввела
понятие "участник" вместо понятия "наблюдатель" и даже,
возможно, потребует включить в свое описание мира человеческое
сознание (об этом мы поговорим в главе 18). Она стала
рассматривать Вселенную в качестве переплетающейся сети
физических и психологических взаимоотношений, части которой
могут быть определены только в терминах их связей с целым.
Упс... А вот и она - классическая спекуляция на тему квантовой механики.
Вообще-то в физике речь шла о том, что приборы, регистрирующие процессы в микромире, влияют на протекание этих процессов. То есть влияет не наблюдатель, а процесс наблюдения с помощью приборов. Но стоит только заменить "наблюдение" на "наблюдателя" - и небольшая грамматическая неточность оборачивается полным слиянием физики с эзотерикой. Можно сказать: да какая разница? наблюдение ведь делается по инициативе наблюдателя? Но разница есть. И она в следующем: например, мы можем вскипятить воду в электрическом чайнике. Для это нужно сделать чайник, налить туда воды и включить его. Разумеется, все это не происходит без участия сознания человека. Но можно ли при этом сказать, что таким образом вода кипит от того, что мы воздействуем на нее своим сознанием? Нет, это будет слишком вульгарным, "притянутым за уши" объяснением. Точно так же и роль наблюдателя в экспериментах с квантами: разумеется, эксперимент проводится не без участия человека. Но говорить, что на поведение кванта влияет именно сознание экспериментатора, а не приборы - это по крайней мере некорректно.
Для того, чтобы кратко охарактеризовать мировоззрение атомной физики, наилучшим образом подходят слова тантрийского буддиста Ламы Ангарики Говинды:
"Буддист не верит в существование незави-
симого или самостоятельного внешнего мира,
динамические силы которого воздействуют на
людей. Для него внешний мир и внутренний
мир его души -- единое целое, две стороны од-
ной материи, в которой нити всех сил и всех яв-
лений, всех форм сознания и их объектов спле-
таются в неразделимую сеть бесконечных, вза-
имно обусловленных отношений"
Отсюда
Упс... еще одна спекуляция. Сколько не читаю эту цитату, оттуда никак не следует какого-либо подтверждения "идей атомной физики" (в интерпретации Капры, разумеется :-) ). Вряд ли можно опровергнуть то, что мир отражается в нашем сознании. Вряд ли можно опровергнуть, что мы - часть мира, и наше сознание является воплощает в себе этот мир. Безусловно, мы влияем на мир, а он - на нас; человек от начала и до конца неразрывно связан с миром, а мир связан с ним; и они отражают и изменяют друг друга, проникая друг в друга, потому что границ между ними нет и быть не может. Но это все никак не опровергает существования законов природы, и никак не утверждает существования чего-либо сверхъестественного. Даже если мы встанем на позицию крайнего солипсизма, то способности проходить сквозь бетонную сваю или сквозь дерево в лесу мы не приобретем. А это значит, что не все столь иллюзорно, и что либо не все является исключительно порождением нашего ума, либо наш ум накладывает некоторые непреодолимые ограничения на то, что он порождает :-)
Ну вот, пока все, остальное позже допишу:-)