"Если мы спросим, например, постоянно ли
нахождение электрона, нужно сказать "нет",
если мы спросим, изменяется ли местонахожде-
ния электрона с течением времени, нужно ска-
зать "нет", если мы спросим, неподвижен ли
электрон, нужно сказать "нет", если мы спро-
сим, движется ли он, нужно сказать "нет"
{61.42].
Мир, как в восприятии атомного физика, так и во-
сточного мистика, лежит вне узких рамок противопо-
ложных понятий. Поэтому слова Оппенгеймера кажут-
ся мне отголоском Упанишад:
"Оно движется. Оно не движется.
Оно далеко, оно близко.
Оно внутри всего этого,
И оно вне всего этого".
"Иша Упанишада", 5
* * *
Понятие дополнительности прочно заняло свое место в
мировоззрении современной физики; Бор часто высказывал
предположение относительно того, что это понятие может найти
хорошее применение и за ее пределами. И действительно, понятие
дополнительности уже две с половиной тысячи лет тому назад
играло очень важную роль в древней китайской философии, которая
исходила из того, что противоположные понятия связаны
отношениями полярности, или дополнительности. Китайские
мыслители обозначали дополнительность противоположностей при
помощи ИНЬ и ЯН, двух архетипических начал, рассматривая их
динамическое чередование в качестве содержания всех явлений
природы и психологических ситуаций.
Нильс Бор хорошо знал о том, что его понятие
дополнительности имеет соответствие в китайской философии.
Посетив Китай в 1937 году, когда его трактовка квантовой теории
была уже полностью разработана, он был глубоко поражен тем, что
в древней китайской философии существовало представление о
полярных противоположностях: это обстоятельство оказало на него
сильное воздействие, и впоследствии его интерес к восточной
культуре никогда не угасал. Через десять лет Бору было
пожаловано дворянское достоинство в знак признания его
выдающихся научных достижения и важного участия в культурной
жизни Дании, и когда ему нужно было избрать какой-либо символ
для его герба, его выбор пал на китайский символ ТАИЦЗИ,
который выражает соотношение между противопоставленными
первоначалами ИНЬ и ЯН. Выбирая этот символ для своего герба
вместе с изречением: "Contraria sunt complementa"
("Противоположности дополняют друг друга"), Нильс Бор признал
существование глубокого единства древней восточной мудрости и
современной западной науки.
* * *
Для того, чтобы заставить ученых и философов признать, что законы геометрии не
присущи природе изначально, а обязаны формулированием человеку,
нужен был "целый" Эйнштейн. По словам Генри Маргенау,
"Основное открытие теории относительности
заключается в том, что геометрия...--продукт
деятельности интеллекта. Только при условии
признания этого факта наш рассудок может
отказаться от устаревших представлений о вре-
мени и пространстве, исследовать возможности
их нового определения и избрать ту формули-
ровку, которая не противоречит наблюдениям"
{68,250].
В отличие от греческой, восточная философия всегда
утверждала, что пространство и время--порождение ума. Восточные
мистики относятся к ним точно так же, как ко всем
интеллектуальным понятиям--как к относительным, ограниченным и
иллюзорным. Так, в одном из буддийских сочинений говорится:
"О монахи, Будда учил, что... прошлое, бу-
дущее, физическое пространство... и личность.
все это--лишь имена, формы мышления, об-
щеупотребительные слова, попросту искусствен-
ная, вымышленная действительность" {59,198}.
* * *
Чем больше мы будем изучать религиозные и философские
трактаты индусов, буддистов и даосов, тем более очевидным будет
тот факт, что все они описывают мир в терминах движения,
текучести и изменчивости. Динамический характер восточной
философии представляется нам одной из важнейших ее
особенностей. Восточные мистики воспринимают Вселенную как
неразрывную сеть, переплетения которой носят не статический, а
динамический характер. Эта космическая сеть наделена жизнью,
она непрестанно движется, растет и изменяется. Современная
физика, в конечном итоге, тоже пришла к восприятию мира в виде
своеобразной сети взаимоотношений и, подобно восточному
мистицизму, постулирует внутреннюю динамичность этой сети. С
динамическим аспектом материи мы сталкиваемся в квантовой
теории, описывающей двойственную природу субатомных частиц,
одновременно обладающих свойствами частиц и волн, и, в еще
большей степени,-- в теории относительности, в которой единство
пространства и времени, как мы увидим далее, предполагается,
что материя не может существовать вне движения. Следовательно,
свойства субатомных частиц можно объяснить только в контексте
динамической картины мира, то есть в терминах перемещений,
взаимодействий и преобразований.
*
Динамическое мировоззрение восточных мистиков и
современных физиков исключает возможность существования
каких-либо устойчивых форм, а также какой бы то ни было
материальной субстанции. Основными составляющими Вселенной
являются динамические паттерны -- преходящие этапы
"нескончаемого тока преобразований и видоизменений", как
говорил Чжуанцзы.
отсюда